Он был незаурядной личностью

Память
056-3-1Недавно по случаю мне в руки попалась изданная в прошлом году книга известного шахтера, почетного гражданина города Сарани Болата Ешмагамбетова «Разговор с самим собой». Прочитал очень внимательно. Надеялся, что найду в книге неизвестные мне факты из жизни старшего брата автора Газиза. Однако таковых не оказалось. Болат-аға в основном пишет о своей производственной среде, взаимоотношениях с коллегами. О себе и родственниках упоминает лишь вскользь.
Подумалось, если бы книгу написал Газиз Ешмагамбетов, он бы поступил также. Я несколько раз встречался с этим человеком, кавалером орденов Ленина и Октябрьской Революции, четырежды награжденным орденом Трудового Красного Знамени. Каждый раз просил его рассказать о себе, и каждый раз он мне отказывал. Говорил: «Не надо обо мне писать, напиши лучше о нашем коллективе». Меня всегда поражала необычайная скромность этой незаурядной личности. Сейчас, накануне годовщины его смерти, вспоминая о нем, я словно окунулся в неповторимую ауру его благородства.

Его дальний предок Айтбай происходит от Кангельды из рода Басентиин. Айтбай был одним из уважаемых батыров Абылай-хана. Видимо, неслучайно то, что он вместе с великим ханом похоронен в Туркестане в мемориале Ходжи Ахмета Яссави. От сына Айтбая Шуленбая родился отец Газеке Ешмагамбет, а от дочери Сакып — видный государственный деятель Байкен Ашимов.

Дед Газеке Шуленбай общался с видными биями Кокшетау, был весьма уважаемым человеком. В годы красного лихолетья за связь с известным Укили Ибраем, которого за насмешки над советской властью посадили в Петропавловскую тюрьму, не избежал ареста и Шуленбай.

Это было только начало страданий. В годы коллективизации семья Шуленбая была занесена в список баев-кулаков. В 1931 году она была сослана за Петропавловск, в местность, называемую Малый Торангыл или Акбалшык. Кое-как перевезли домашний скарб, состоявший из двух деревянных сундуков, казана и самовара. В это время в аулах уже начался голод. Через год, чтобы как-то сохранить семью, Шуленбай вместе с сыном Ешмагамбетом переезжает в село Мещеряки Азовского района Омской области. Шуленбай каким-то образом выправляет сыну документ под вымышленной фамилией Сугирбаев и устраивает его на работу конюхом-кучером в местный политотдел. Сейчас не все знают, что такое политотделы. Поясню, создавались они при МТС и совхозах, как чрезвычайные партийно-государственные органы управления сельским хозяйством. Соединяли в себе политические, административные, карательные, хозяйственные и культурно-просветительские функции. Начальник политотдела Шаумян, бывший в свое время соратником революционера С.Кирова, к своему кучеру относился с симпатией, и вскоре семья Шуленбая зажила более или менее нормальной жизнью.

Что интересно, в русском селе Мещеряки 15 ребят умудрились получить образование на казахском языке. Преподавал им Жанболат Ташкенов. Первый класс Газиз окончил в Мещеряках. Интересная это была школа: в день один раз ребят бесплатно кормили, бумагу и карандаш выдавала школа. Вдвоем со старшей сестрой Майкеш носили по очереди одни сапоги. Это всего лишь штрих к портрету мальчишек и девчонок той поры.

Повезло стем, что мать Нуриля была принята на работу дояркой. Трудилась добросовестно, от души, однако старалась не выделяться. По тем временам и в их положении это было опасно. Однако ее самоотверженный труд так или иначе был замечен. В 1935 году ее даже на собрание в Омск пригласили, где Нуриля была представлена к ордену Ленина и избрана делегатом Первого Всесоюзного съезда работников сельского хозяйства. Однако осторожный аксакал Шуленбай под предлогом того, что она, имея грудного ребенка, не может выехать, не отпускает сноху в Москву. Дело закончилось тем, что вместо ордена и поездки в столицу ей достались швейная машинка «Зингер» и цветная шерстяная шаль.

Не зря аксакал боялся отправлять сноху в Москву. Доярка Нуриля была дочерью муллы Сулеймена и внучкой известного в округе хаджи Шалтика, проживавшего в ауле Ботай Айыртауского района. Имела хорошее мусульманское образование, читала и писала на арабском языке. Кроме того, как уже сказано, проживали они под чужой фамилией. В таком положении известность была нежелательна, кто-нибудь мог узнать и сообщить в политотдел.

В преклонном возрасте Шуленбай начинает тосковать по родным местам. В 1936 году возвращается в аул Басентиин, ныне аул «15 лет Казахстана». В это время уже была принята Конституция от 5 декабря 1936 года, названная сталинской. По всему Советскому Союзу готовилось проведение первых общенародных выборов. То ли на волне политической эйфории, то ли помогли добрые люди, семья вернула настоящую фамилию, и все взрослые приняли участие в выборах. А вскоре пришла и весть о полной реабилитации семьи. Теперь дети без опасения могли посещать школу.

В это время в республике остро стоял кадровый вопрос. Большинство казахской интеллигенции сгинуло в годы репрессий, часть не вернулась с фронтов. По инициативе тогдашнего первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова ЦК ВКП (б) и Совнарком принимают постановление «О национальных кадрах Казахстана». В соответствии с этим документом была установлена квота по обучению казахстанских граждан в России, Украине, Закавказье и других республиках Союза. Так Газиз Ешмагамбетов был включен в число пяти претендентов, направляемых в Алтайский сельскохозяйственный   институт.

Каждому из абитуриентов были выделены по 800 рублей денег и по два метра сатина для пошива рубашек. Более того, ребятам выделили сопровождающего военного человека. По тем временам это была неслыханная щедрость со стороны государства.

Домой Газиз Ешмагамбетов вернулся в 1952 году с дипломом ученого-агронома. По направлению Кокчетавского областного треста совхозов отправляется в совхоз «Аканский» Айыртауского района, где в качестве главного агронома проработал целых 14 лет. За эти годы Газиз-аға сумел показать себя заботливым хозяином земли. Многое под его руководством было сделано для повышения культуры земледелия. По урожайности совхоз «Аканский» постоянно находился в числе передовых. Молодой специалист в 1956 году был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. Помнится, как секретарь парткома, целинник Павел Перепятко заметил: «Ты знаешь, парень, до этого в 28 лет лишь Блюхер был награжден орденом Красного Знамени!».

Умелый руководитель, квалифицированный специалист в 1966 году назначается директором совхоза «Краснознаменский» Чистопольского района. Как руководитель-хозяйственник, он много внимания уделял социальному развитию сел. Под его началом строились жилые дома, протягивались нитки дорог и водопроводов. В 1973 году Газиз Ешмагамбетович назначается первым заместителем областного управления сельского хозяйства. Именно в эти годы в области было открыто много новых хозяйств, укрепили материально-техническую базу ранее созданные совхозы. К примеру, только в совхозе «Сарыадырский» Валихановского района за три года были построены 120 жилых домов, машинно-тракторная мастерская, школа и Дом культуры. В селе Раисовка Рузаевского района был введен в эксплуатацию комплекс по откорму молодняка, а в совхозе «Раздольный» Кокчетавского района — молочно-товарная ферма.

У многих людей Газиз Ешмагамбетович остался в памяти, как начальник областного управления хлебопродуктов. Это учреждение требовало от руководителя особой ответственности. Под его умелым руководством управление наладило четкую работу по приему и хранению зерна. Неслучайно то, что на базе Кокчетавского комбината хлебопродуктов в те годы были проведены два всесоюзных семинара по обмену опытом.

Достойный сын своего народа, он в 1988 году стал пенсионером республиканского значения. Однако работать не перестал. Еще десять лет Газеке возглавлял региональную зерновую лабораторию, работал в частной фирме «Дэн», где понадобились его обширные знания по оценке качества зерна, определению цен, формированию рыночных отношений в этой сфере.

Газеке был в числе немногих представителей Кокшетау, кто был удостоен звания заслуженного агронома Республики Казахстан. Кроме того, как сказано выше, его труд был по достоинству оценен шестью орденами и множеством медалей.

С виду суровый и требовательный, он был очень добрым, внимательным и чутким человеком. Вместе с женгей Дахан Уаискызы в мире и согласии прожили более 50 лет. Вырастили двух достойных сыновей и дочь, многочисленных внуков и правнуков. Помог встать на ноги, обзавестись семьями всем братьям. Особенно благодарны ему брат-инвалид Садирман и младший брат Болат, которые по его настоянию и с его помощью получили высшее образование.

Бақберген АМАЛБЕК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также