Просто завидки берут, глядя на эту жизнерадостную женщину. Всегда приветлива, внимательна и пребывает в хорошем расположении духа. Даже не верится, что на личном календаре уже перекидываются листки конца девятого десятка лет. Ее поезд жизни промчался с бешеной скоростью, оставляя позади яркие воспоминания о школе, семейном счастье, безмерной материнской радости, взрослении детей и внуков. Но нет-нет да и возвращает память в прошлое Ирину Нифантьеву и ее подруг Марию Ча-пурину и Анну Быкову в далекое прошлое. Воспоминания о военном лихолетье не обходятся без слез и восторженных вопросов: «А помните, подруги?».
— …В 1942 году после окончания шести классов меня мобилизовали работать на завод № 621, который был эвакуирован из г. Подольска Московской области в г. Кокшетау. Здесь предприятие по изготовлению швейных машин переориентировали на выпуск мин. Там, на Западе большой страны, Красная Армия сражалась с немецко-фашистскими захватчиками, и фронт нуждался в надежном плече тыла. И он, тыл, обеспечивал бойцов всем необходимым для победы над врагом. В одном из корпусов завода по ул. Потанина располагался цех №7, производящий снаряды. В числе пятидесяти человек мы с подругами три с лишним года готовили «подарки» для фрицев.
Говорила Ирина Лукьяновна не спеша, временами замолкая, восстанавливала в памяти отдельные эпизоды техдавнихлет. В цехе, кроме них, подружек, работали тоже вчерашние школьники. Учиться револьверному ремеслу девчатам пришлось без предварительной подготовки. Старший мастер Евгений Лэде собрал всех новеньких у станка, включил его в работу и показал, как надо заготовку корпуса мины, отлитую в соседнем цехе, обрабатывать до придания ей нужной формы. С тем и ушел. Юные работницы, оставшись один на один, забеспокоились, а некоторые даже боялись подойти к станкам. К счастью, рядом находился сменный мастер Иван Дегтярев. Понимая что к чему, успокаивал девочек, ставил их рядом с собой и учил премудростям обработки металла. Педагог в рабочей спецовке никогда и ни при каких обстоятельствах не повышал голос на подчиненных, терпеливо, по-отцовски вводил молодежь в профессию.
— Наш цех считался секретным, — продолжала Ирина Лукьяновна. — Сюда наведывались только директор и главный инженер завода, мы заходили по специальным пропускам. Дисциплина была очень строгая, за опоздание на работу всего лишь на пять минут можно было схлопотать пять лет тюрьмы. Трудились по 12 часов в сутки без выходных и отпусков. Иногда внук задает мне вопрос: «Бабуля, при такой нагрузке уставала?». Еще бы! За день бывало столько тяжести примешь на руки, что к концу рабочего дня они становились непослушными.
Ирина к своим четырнадцати не удалась ростом. Поэтому для удобства управления станком всегда под ноги подставляла деревянный ящик. Мастера ценили ее за высокую работоспособность, умение увлечь за собой других. Она одна из первых в совершенстве научилась обтачивать по размерам корпуса мин, просверливать в них отверстия, нарезать резьбу, делать верхнюю проточку и нарезку канавки. Готовое для начинки взрывчаткой изделие после мехобработки передавалось в лакокрасочный цех. Рекламаций от смежников на выполненную работу Ириной Нифан-тьевой, как и других коллег по цеху, не поступало. В период военного времени подобное если и случалось, то очень редко. Технологическая дисциплина была высочайшая, большинство револьверщиков работало с личным клеймом качества. Как и в соседнем цехе, где к минам присоединяли восьмилопастные стабилизаторы, продукция, пройдя многоступенчатый контроль, передавалась военпредам со стопроцентной гарантией надежности.
По графику один за другим вплотную к цеху подгонялись железнодорожные вагоны, здесь их загружали ящиками по 24 мины в каждом и отправляли на Запад. Об объемах выпуска мин нас, рабочих, никто не информировал, но достоверно известно, что кокшетауский завод сполна обеспечивал минометные соединения боевыми снарядами. Подтверждение тому — вручение заводу №621 памятного Красного Знамени Государственного Комитета Обороны СССР. Этот символ трудовой доблести в годы ВОВ вносили в зал Дома культуры приборостроителей в особых случаях, по знаковым событиям.
— Несмотря на все трудности, в коллективе царила атмосфера доброжелательности и уважения. Не принято было жаловаться на нехватку того, другого. Все находились в одинаковых условиях, и возможности были не ахти какие, — сложив на колени натруженные руки, продолжала Ирина Лукьяновна. — Но нас объединяло одно общее — одолеть врага, изгнать его из нашей земли. И даже при этих условиях умели радоваться жизни, редко, но устраивали для себя праздники. С девчатами вместе встречали Новый год, отмечали очередные годовщины Великого Октября. Веселились, пели под гармонь народные песни. А утром спешили на работу, нередко после трудового дня проводили комсомольские собрания, на которых брали повышение обязательства по выпуску мин. Дорожили словом, верны были сражающейся армии и Родине. Понимали, что в единстве — наша сила и приближение общей победы.
День 9 мая 1945 года ветеран труда Ирина Нифантьева помнит в деталях.
— Весть о Победе советского народа в Великой Отечественной войне, — рассказывала она, — в мгновение долетела и в наш Кокчетав. На центральной площади города народ ликовал, люди поздравляли друг друга с большой радостью.
После войны номерной завод перешел на выпуск сельскохозяйственной техники, позже — изготовление весоизмерительной техники и приборов виброметрии. Наша героиня Ирина Лукьяновна Нифантьева окончила техникум, работала специалистом в заводском комитете профсоюза, инженером-метрологом.
— А как же подруги Мария Чапурина и Анна Быкова? — спросил у героини.
— Так и живем душа в душу, — засияв глазами ответила Ирина Лукьяновна. — Конечно, время берет свое. Пошатнулось здоровье, практически не выходят на улицу. Я часто навещаю их, делимся с ними новостями и семейными радостями. Нам есть, что вспомнить, о чем поведать своим детям и внукам. Как и все казахстанцы, пребываем в ожидании 70-летия Великой Победы. Это наш общий светлый праздник.
Уважаемые, Ирина Лукьяновна, Мария Митрофановна и Анна Васильевна, спасибо вам от коллектива нашей газеты за самоотверженный и бескорыстный подвиг на трудовом фронте. Будьте счастливы, крепкого вам здоровья!
Владимир ХУДЕНКО.
г. Кокшетау.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.