Один из вызовов глобализирующегося мира — это религиозный экстремизм. По мнению политологов, терроризм не зависит от национальности и религии, это паразитирующий организм, и от этого вируса не защищено ни одно государство мира.
Почему часть молодежи подвержена негативному воздействию деструктивных культов, разрушающих сознание и парализующих волю? Об этом обстоятельно шла речь на прошедшем в Кокшетау областном семинаре, подготовленном управлением образования области по весьма актуальной для педагогов теме «Воспитание этнической и религиозной толерантности, формирование навыков противодействия экстремизму и радикализму».
Очень полезной для участников семинара, среди которых были учителя религиоведения, заместители директоров по воспитательной работе школ области, стала информация руководителя областного управления по делам религии Сауле Ибраевой. Как она отметила, достаточно высок процент молодежи, относящей себя (по данным социологического исследования, проведенного в августе-ноябре прошлого года ОО «Ғасыр») к верующим, к примеру, в Степногор-ске, Атбасаре и Жаксы. Настораживает то, что около пятой части опрошенных прямо либо косвенно симпатизируют деятельности радикальных религиозных течений. Из этого нужно делать выводы и принимать меры, чтобы эта часть молодежи не оказалась втянутой в деструктивные религиозные культы.
Представители традиционных религий — наиб-имам областной мечети Серик Халыков и приходской консультант Акмолинской епархии православной церкви Валерий Анфе-ров — поделились своим видением о влиянии веры на умы и сознание молодых, отмечая, что любая религия, призывая к миру, заботится прежде всего о душе человека, вселяет в него идеи добра и справедливости.
По их мнению, уход в радикальные секты связан во многом с такими явлениями как личная неустроенность, отсутствие правовой и религиозной грамотности, случаи проявления социальной несправедливости. Мы должны бороться за умы нашей молодежи, для этого есть и экономические и социальные ресурсы. В конкретной ситуации молодой человек не должен оставаться один на один со своей проблемой.
Преподаватель религиоведения, член совета по связям с религиозными объединениями при акиме г. Кокшетау Алия Ахетова заострила в своем выступлении внимание на том, что интересует наших детей, какие проблемы волнуют их на уроках религиоведения.
Экстремизм подобен раковой опухоли, и если не проводить профилактику, то он разрастется и пустит корни
поглубже. Противостоять навязчивой пропаганде радикального ислама можно на базе исламской теологии. В основе терроризма лежит понятие джихад, ассоциируемое с вооруженной борьбой. В Коране 35 определений джихада, и только 4 из них связаны с действиями защиты родины. На деле джихад — это усердие на пути Аллаха, в исламе — это борьба с духовными или социальными пороками, ложью, обманом, развратом, несправедливостью. Кроме того, в арабском языке это слово означает «любое усердие или усилие в работе, учебе»… Именно шариат осуждает терроризм. И разве убийство невинных детей и ни в чем неповинных стариков можно назвать джихадом? Мусульманин не должен проливать чужую кровь.
Нам нужно больше работать с детьми, разъяснять каноны традиционных вероучений с целью не допустить их вовлечения в деструктивные религиозные течения. Аргументированно доказывать, что истинный ислам не имеет ничего общего с терроризмом. К этому однозначному выводу пришли все участники семинара с твердым убеждением продолжать свою работу в этом направлении.
Акмарал ЖАНДОС.