«Казахская степь живет в моем сердце…»

141-4-4Ассамблея
Дзержониув — старинный польский город, в нелегкие времена перемен в конце 90-х годов сюда из Казахстана переехала семья Соколовских. Мать семейства Зося Станиславовна сама родом из Житомира. Перед началом второй мировой войны поляков гнали по приказу Сталина из западных границ Советского Союза на восток, за Урал.
Целыми семьями ни в чем неповинных людей депортировали в Казахстан, так родные Зоей оказались в Семиречье, где отца сразу по приезде забрали в трудармию.

— Но не всем так повезло, многие родственники были депортированы еще дальше, в холодную Сибирь, — вспоминает миловидная кареглазая женщина. После окончания войны отец прослышал о строительстве металлургического комбината в Караганде и уговорил начальника спецкомендатуры подписать разрешение о переезде в Центральный Казахстан. Здесь Зося и встретила свою судьбу, соплеменника Виктора, высланного в карагандинские степи из Хмельницкой области. Поженившись, обосновались в Караганде, где вырастили двух сыновей Владислава и Александра.

Решение о переезде в Польшу принял младший, Александр. Окончив техникум, он уехал работать в Познань, а вернувшись, предложил переезжать на историческую родину. Больше всех колебался с трудным решением старший, Владислав, он и переедет позже всех Соколовских, только спустя шесть лет, в 2004 году, а супруга его Олеся до сих пор не решается принять польское гражданство.

«Для меня сразу нашлась работа, — рассказывает Зося Станиславовна, — в Казахстане я 30 лет проработала медсестрой, и здесь меня поначалу приняли в приемный покой больницы, затем перешла работать в рентгенкабинет. А вот сыновьям пришлось труднее, но сейчас они оба заняты на химическом производстве. Первое время муж добывал средства для пропитания семьи, выезжая на заработки в Германию. Живем здесь уже 16 лет лет, но никогда за эти годы не было случая, чтобы мы не отмечали все казахстанские праздники, не накрывали дома праздничный дастархан, не готовили бешбармак и не напекли бауырсаки. Это по-прежнему наши любимые кушанья, но суть не в гастрономических пристрастиях. Мой старший сын Владислав, тот, что сопротивлялся переезду, до сих пор признается: «Моя душа осталась там, на родине, в Казахстане. Я еще не переболел». И дело здесь не в особой чувствительности взрослого здорового парня, самого уже отца двоих детей, не в излишней сентиментальности. Просто в наших душах навсегда останется привязанность к земле, взрастившей наших сынов, к великодушному и милосердному народу республики, казахам и русским, немцам и корейцам, с кем мы сдружились в Казахстане и кому благодарны за искренность и теплоту. Мы часто, практически каждое лето, стараемся туда выезжать и, бывая в столице Астане, не можем не радоваться тем грандиозным переменам, которые связаны с экономическим ростом Казахстана.

— По-прежнему одним из главных семейных праздников по казахстанской традиции остается День шахтера, ведь мы из угольной Караганды, — смеется пани Зося. Мой муж столько лет провел в забое, скучаем по временам нашей молодости, в воспоминаниях любим возвращаться в лучшие мгновенья жизни. Ведь недаром сказано: «Ум врачует прошлое, как рану: в нем всегда все лучше, чем теперь».

Прощаясь с Соколовскими, я вручила им казахские национальные сувениры и шоколадный набор, на обертке которого изображен Государственный Флаг страны, чем они были тронуты. Но больше их взволновали прочитанные мной строки казахстанской поэтессы Руфь Тамариной, пережившей ужас КАРЛАГА:

Из этой страны уезжают за лучшей судьбой,

Но лучшей судьбы, я-то знаю, вообще не бывает.

Бывает судьба лишь одна, и она за тобой, куда б ни уплыл,

Все равно, как ладья приплывает…

В черных глазах пани Зоей заблестели слезы, и она прошептала: «Казахстан — мое детство, родина моих детей. Низко кланяюсь земле, где захоронен дух моих родителей, казахская степь живет в моем сердце…».

Алия АХЕТОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также