Формирование национально-государственной идентичности

Ассамблея
Тренинг на эту тему с большим интересом был воспринят слушателями организованного Академией госуправления при Президенте РК семинара «Государственная этнополитика: задачи, методика, технологии в свете реализации Стратегии «Казахстан-2050». Провела его заведующая сектором Секретариата АНК Администрации Президента РК Назипа Шанаи, обозначив акценты по наиболее актуальным вопросам этнополитики.

— Ассамблея народа Казахстана получила статус главного института общественного согласия и становится общенациональным неполитическим органом представительства народных интересов, — констатировала она. -Президент страны особо подчеркивает необходимость осознания этого факта обществом и государственными должностными лицами всех уровней. Понятия «единство и согласие, толерантность и доверие» впервые четко определены как активы внеэкономической инвестиции в модернизацию страны. Их мы будем укреплять, оберегать и воспитывать во всех поколениях.

Казахский язык является сегодня главным фактором, цементирующим нацию. Невозможно быть полноценным гражданином страны, не владея языком государства. В Казахстане нет этнических меньшинств, нет диаспор. Есть только единый народ — казахстанцы, равноправные граждане разного этнопроисхождения. Нужно четко уяснить, что русские, немцы, украинцы, азербайджанцы и представители других казахстанских этносов есть диаспора для стран их этнического происхождения, а для Казахстана они такие же равноправные, как и казахи. Само понятие нация должно теперь в большинстве случаев восприниматься как государство или страна. Примером этому может служить Организация Объединенных Наций, где используется это понятие по отношению к странам-участникам.

— Наше независимое государство объявило статус государственного языка и им стал казахский. И когда сегодня возникают вопросы о том, что вторым государственным нужно сделать русский, надо правильно разъяснить существо проблемы, — говорила Назипа Идрисовна, не обходя острых углов. — В истории мира есть государства, где несколько государственных языков, например, в Швейцарии их четыре, но отличие от нашей ситуации в том, что они развивались в течение всей своей истории одинаково, у них не было периода, когда один язык не развивался. А у нас был. И если сегодня рядом с нашим государственным языком поставить второй развитый, это будет как процесс глобализации — сильнейший съедает слабого. Поэтому, когда кто-то поднимает такой вопрос, надо подумать. Сострадание, которое выразил в свое время и выражает по сей день казахский народ по отношению к другим этносам, сегодня должно также проявиться и в отношении казахского языка. И это уже проблема не казахов, это проблема казахстанцев. Поэтому каждый из нас должен работать над ней. Язык будет полноценно действовать тогда, когда общество его будет применять.

Чтобы сохранить мир, мы должны быть патриотами, и каждый — ответственным за то слово, которое говорит. Ведь сегодня желающих перенести украинскую ситуацию в Казахстан очень много. Как сформировать нашу идентичность? Когда же в этнокультурных объединениях висят флаги и портреты других стран, эта идентичность однозначно нарушена. Поэтому наша независимость сегодня зависит от того, как мы с вами закладываем эту идентичность. Наше общественное согласие, которое провозглашает ассамблея, это и есть языковая и религиозная, гражданская идентичность.

Религиозная идентичность — больная тема нашего общества. Страна прожила 70 лет в атеизме, что привело к тому, что поколения выросли без этого духовного начала. В Казахстане сегодня никто не запрещает проповедовать свою религию, на самом деле каждая религия — мирная и учит человека быть милосердным.

Традиционные религии, глубоко укорененные в нашей культуре, являются ее неотделимой частью, а сохранение культурного кода требует противодействия тем течениям, которые исповедуют экстремистские взгляды, особенно в среде молодежи. Экстремизм, по убеждению лектора, несовместим с толерантностью, а значит, мы должны укреплять ее, сделать нормой нашего общества. Фундамент должен быть. Когда мы с вами к Богу обращаемся? Когда нам тяжело. И молодежь ищет духовное начало, а если его не дала семья, она берет первую же информацию, которую до него доводят за основу. Поэтому винить сегодня тех, кто идет по другому направлению, нельзя, мы должны с ними больше работать, чтобы не потерять. За эту вот религиозную идентичность мы в ответе все — внутренняя политика, управление по делам религии, молодежные организации, советы общественного согласия, ветеранов, матерей.

И семья не может оставаться в стороне, нельзя духовное, то, что связано с личностью и должно впитываться с молоком матери, перекладывать на общество. Нельзя подходить к этой проблеме дежурно. Нужно задуматься, а какова роль каждого в реализации этой задачи. Почему проблема стоит так остро? Сегодня религиозная идентичность у нас размыта. Как результат — увлечение радикальным исламом. К чему это привело тех, кто уехал в Сирию? Семьи разбились, женщин забрали обслуживать армию халифата, детей передали на трансплантацию органов. Кто выжил и смог вернуться оттуда, это уже человек с больной душой, потому что прекрасно знает, как именно он потерял свою семью, и это большое горе.

Говоря о гражданской идентичности, Назипа Идрисовна подчеркнула, что она формируется, когда человек себя чувствует нужным государству. А значит каждого сельского акима сегодня должно касаться, почему в семьях один работает, а другой нет, нужно решать эту проблему. Когда каждый человек на учете, видит к себе внимание, он чувствует свою нужность обществу. А потому на местах работа должна вестись точечная. Государство заботится о повышении уровня жизни каждого человека, а оно возможно, когда он трудоустроен, образован, имеет возможность содержать свою семью. И если человек стремится выехать из нашей страны, значит, мы допускаем ошибку при формировании его гражданской идентичности, которая зависит как от экономики, так и социальной жизни, условий, в которых гражданин живет.

— Все же не могут быть министрами, — резонно восклицала она, — надо кому-то и трудовые профессии осваивать, чтобы, к примеру, не собирать со всей страны комбайнеров для уборки того же хлеба. Мы, казахи, номады, по запаху наши предки раньше определяли скот, сто лет хранится информация ДНК, в нашей этнической идентичности это есть, и то начало, которое в нас заложено, надо развивать. Чем бестолковый юрист, лучше хороший пастух!

Над грамотным решением всех этих вопросов нам надо еще много работать. Как сказал наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Бог дал нам землю, у нас есть ресурсы, и мы можем все смело смотреть в будущее наших детей, если мы будем вместе. Если кого-то унизили в правах по принципу национальности, языка или религии, надо считать, что унизили всех нас вместе взятых, все 17 миллионов казахстанцев. На нас смотрят все с восхищением, приезжают у нас учиться, как надо жить, а этого весьма непросто достичь. Каждый должен в Казахстане чувствовать себя комфортно».

Записала Александра МЯКОТА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также