Страницы истории
История казахской школы №3 г. Кокшетау, которой в этом году исполняется 95 лет, начинается в прошлом веке.
Время ее образования «1 декабря 1919 года; резиденция и указания улицы и номер дома: город Кокшетау, улица им. Урицкого, дом №41; часы занятий: с 9.00 до 12 часов дня и с 2-х до 5-ти часов вечера» (Ф.76.0П.1.Д.61лист 24-об). Факт подтверждается сведениями уездного отдела народного образования за 1919 год, где на совещании секции по образованию Кокшетауского уездного земского собрания указывается, что в Кокшетауском уезде существуют 22 киргизские (казахские) школы. «Собрание считает, что нужно организовать интернат для казахских учащихся в городе на 15 бедняков, бесплатный пансион. Детей же лиц среднего достатка предполагалось принимать на льготных условиях. Собрание постановило: ходатайствовать об организации интерната для казахов — учащихся и об ассигновании потребной суммы — 100298 рублей 40 копеек, при этом начать постройку собственного здания». Этому предшествовала резолюция Омского уездного Совета и народного образования за 1919 год, где было указано, что «…с 1920 года все русско-казахские школы преобразовать в национально-общеобразовательные, со сроком обучения четыре года».
Мирные преобразования были прерваны интервенцией и гражданской войной. Уже в документах за 1924 год упоминается о вновь созданной казахской школе-коммуне в г. Кокшетау.
«Кирком организовалась 1 сентября 1924 года», — сказано в докладной записке первого заведующего казахской школой-коммуной Сабитова в общий отдел предуисполкома 19 ноября 1924 года. Перебирая архивные материалы Кок-шетауского подотдела народного образования, узнаем более подробные сведения в статистическом отчете киркоммуны: «Название детского дома — казахская коммуна, уезд Кокчетав-ский, город Кокчетав, ул. им. Урицкого, дом 15. Время основания — 1 сентября 1924 года». Здесь же есть данные о школе. Например, о том, что фонд ее библиотеки составлял 46 книг, кроме того там проводились экскурсии для детей, ставились спектакли, читались лекции, проводились беседы и многое другое.
Остались в архивных документах имена людей, которые в первые годы вновь восстанавливали школу и работали со школьниками. Так, в графе «Сведения о педагогическом и техническом персонале» значатся Мажит Сабитов, 34 года — заведующий школой-коммуной, Курбангали Бекмухамбетов, 35 лет, Хашима Шаяхметова, 19 лет — воспитатели; Александра Морозова, 19 лет — прачка, Евдокия Екимова, 30 лет — кухарка и другие. В одном из актов обследования школы уисполкома за 20 октября 1924 года дана следующая характеристика: «В киркоммуне детей всего 52, из них мальчиков — 48, а девочек — 4. Здание находится в удовлетворительном состоянии, но отсутствует инвентарь, нет столов, стульев, кроватей, есть баня, во дворе грязно… Продукты расходуются по дневнику, мясо плохого качества. Норма хлеба для детей достаточная. Хлеб хороший…».
Несмотря на трудное и полуголодное существование, дети тех лет стремились к познанию всего нового и, прежде всего, научиться письму, чтению. Лучшие из лучших направлялись для дальнейшей учебы в ФЗУ в г.Петропавловск. В исторических материалах того времени сохранились их имена: Айтжан Омаров, Бопай Рыспаев, Кенжегали Мусин, Тлепбай Кожиков, Габиден Байсалов, Курманкул Мурзин. В списках учащихся школы-коммуны упоминается имя известного писателя, нашего земляка Жумагали Саина.
Шло время, школа хорошела, отстраивалась, имела при себе пансион на 75 человек, организованный по распоряжению СНК СССР от 21 апреля 1947 года, подписанному наркомом К. Ворошиловым, спортплощадку с необходимым оборудованием, сносную по тем временам библиотеку, где насчитывалось более 540 книг. Занятия велись в две смены. Школа №3 была полностью укомплектована педагогическими кадрами, их было 22 человека. Работали учителя А.Жакенова, С.Баймагамбетова, Х.Алькеева, Ш.Бижанова, Ш.Сарсенбаева и др. Но, несмотря на принимаемые меры, недостаточно было оборудования для учебных кабинетов, пособий и т.д. Увеличивался с каждым годом состав учащихся: городских в 50-е годы насчитывалось — 32,3%, из колхозов Кокшетауского района — 60 человек, из соседних районов области — 51 человек, из других областей — 7 человек. Также в школе обучались 103 сироты. Школа оказывала большую помощь сиротам, детям погибших воинов, инвалидов и престарелых родителей. В это время руководил школой Ш.Касенов, завучем был Ш.Искаков.
Для обучения детей чабанов из отдаленных аулов и школ на казахском языке исполком областного Совета депутатов трудящихся принимает решение от 16 августа 1966 года увеличить контингент воспитанников пансиона казахской средней школы №3 на 50 человек за счет сокращения воспитанников бюджетных интернатов Энбекшильдерского района на 25 человек, Кзылтуского — на 25 человек.
В конце шестидесятых годов здание школы существенно расширяется:«…ее здание состояло из 4-х корпусов. Имелась мастерская по столярному и слесарному делу. В слесарной мастерской было 15 станков, в столярной — 12 верстаков». Успешно трудились в эти годы такие учителя, как К.Макенова, С.Алимгожина, К. Абилькаирова, Р.Ищанова, К.Бибулаев и другие. С конца 1970 по 1980 годы директором работал Нуртай Баймагамбетов, его дело продолжила Гульнара Кушпаева. Для учительского корпуса, преподававшего здесь в разные годы, профессионализм означал, прежде всего, преданность работе, самоотдачу, всесторонний подход к решению поставленных задач.
Школа-коммуна с 1924 по 1960 годы была казахской, с 1961 по 1990 годы уже русско-казахской. После принятия Закона «О языках» в 1989 году в этой школе восстановлено преподавание на казахском языке, и в 1991 году она вновь преобразована в казахскую. Статистика отмечает, что только в 1997 -1998 учебном году в ней обучались 1196 человек, а педагогов числилось более 80.
Гульбаршин САЛЫК,
директор госархива Акмолинской области,
заместитель председателя общества краеведов.