Если товар не подошел…

Актуально
Так иногда случается, купив какую-то вещь и вернувшись домой, мы обнаруживаем, что она не подошла нам по размеру или фасону. Расстраиваться по этому поводу особенно не следует. Ведь согласно Закону «О защите прав потребителей» можно вернуть ее.

В течение 14 календарных дней покупатель непродовольственного товара вправе его обменять на любой другой, если покупка находится в таком же виде, как и при приобретении, а также вернуть деньги, если на месте покупки нет замены. Но стоит помнить, что возврат, согласно все тому же закону, производится продавцом при наличии у покупателя товарного чека, либо другого документа, выданного ему на месте покупки (например, это может быть печать на листке бумаги, где указана сумма приобретенного товара). Также стоит подчеркнуть, что это положение действует на все виды и категории непродовольственных товаров, кроме: лекарственных средств; изделий медицинского назначения; нательного белья; чулочно-носочных изделий; животных и растений.

В случае, если продавец отказывается обменять товар в установленные законом сроки, тем самым нарушая права потребителя, он несет ответственность в виде уплаты неустойки в размере 1 % от суммы стоимости товара за каждый день невыполнения своих обязанностей. Мало кто знает, что вернуть в течение 14 дней можно также деньги, полученные по кредитному договору, ведь в отношениях банк — клиент, физические лица — заемщики являются потребителями.

В отношении бракованного товара, помимо замены и возврата денег, потребитель имеет право на «скидку» в стоимости, безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов покупателя на устранение этих недостатков.

Зачастую продавцы практикуют выдачу спичек или жвачек вместо мелочи. Следует знать, что они не имеют права без согласия покупателя навязывать ему дополнительную продажу других своих товаров. Потребитель имеет полное право потребовать выдать ему сдачу, как положено.

Многие из нас не раз слышали: «Мы не принимаем крупные купюры», либо: «У нас не берут мелочь». Что делать в данной ситуации? Может ли продавец отвечать нам подобным образом? Ведь это действительно доставляет нам определенные неудобства. На самом же деле продавец не имеет право отказать покупателю брать в оплату за товар те денежные знаки, которые официально разрешены к применению в Республике Казахстан. Это карается законом. За это нарушение на предпринимателя налагается штраф в соответствии со статьей 166 Кодекса об административных правонарушениях РК «Отказ в приеме банкнот и монет национальной валюты».

В настоящее время предпринимательство Казахстана перешло в новый формат взаимодействия государства и бизнеса. Указом Президента РК от 27 февраля текущего года «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности» приостановлено проведение плановых и внеплановых проверок субъектов малого и среднего бизнеса.

Осуществление планового надзора ведется только по субъектам крупного предпринимательства и объектам государственной собственности.

Проведены 592 проверки, наложены 588 штрафов на сумму 6,5 млн тенге. Инициированы 24 иска о приостановлении эксплуатации объектов, 20 удовлетворены, доля удовлетворенных исков составила 83,3%, три находятся на рассмотрении.

Организованы информационные места (уголки, посты по защите прав потребителей) в торговых домах, рынках, где проводится анкетирование населения о товарах и услугах, наиболее подверженных рискам нарушений и представляющим наибольшую угрозу жизни и здоровью, для накопления банка информации.

По 14 продовольственным рынкам в прошлом году наложен 51 штраф на сумму 476025 тенге. Забракованы и сняты с реализации 255 кг различных пищевых продуктов и сырья. Причинами забраковки явились: истекший срок годности, в том числе продукции домашнего приготовления; физико-химические и микробиологические показатели.

Конечно, остается еще много незатронутых вопросов, которые невозможно раскрыть в одной статье. Но главным выводом из всего вышесказанного следует то, что и продавцу, и потребителю необходимо знать свои права и понять, как ими следует пользоваться. Ведь, не зная своих прав и обязанностей, очень трудно противостоять тому потоку товаров, который на сегодняшний день присутствует на рынке. И прежде чем защищать свои потребительские права, необходимо знать, попадает ли под действие Закона «О защите прав потребителей» конкретная ситуация, для чего просто необходима консультация юриста. Предприниматель должен заключать договор на абонентское обслуживание с юристом, либо организовывать отдельный офис для работы с потребителями. Зачастую предприниматель не защищен от угрозы порчи деловой репутации, из-за скандалов с потребителями на глазах у новых покупателей.

Законодательство страны по защите прав потребителей в настоящее время совершенствуется, разрабатывается новая редакция, и в этом направлении департамент по защите прав потребителей Акмолинской области выдвинул ряд своих предложений. В одном из них говорится о том, что необходимо предусмотреть ответственность в виде денежного штрафа за отказ от удовлетворения обоснованных требований потребителя.

Юрий МИХЕЛЬ,
заместитель руководителя департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также