Областной центр по охране и использованию историко-культурного наследия» создан в 2002 году. С тех пор его специалистами взяты под государственную охрану 1032 памятника местного значения, 558 состоящих на предварительном учете, как объекты истории и культуры, 4 памятника республиканского значения.
В 2008 году результат трехлетнего кропотливого труда, включая четыре поисковые экспедиции по региону, ознаменовал выпуск энциклопедии «Свод памятников Акмолинской области». Ежегодно растет число памятников археологии, которыми буквально усеян наш край, изученный еще даже не наполовину.
В прошлом году, подведя предварительные итоги, насчитали более одной тысячи памятников археологии в разных уголках области. Более всего следы пребывания человека — поселения, места захоронений, курганы — находятся в Бурабайском, Енбекшильдерском, Ерейментауском, Зерендинском, Сандыктауском районах. Наиболее интересный из них — Тюркский культовый комплекс Қосбатыр, что находится в трех километрах южнее аула Торгай Ерейментауского района. Это ритуальное сооружение из двух смежных оград с двумя каменными изваяниями.
Заслуживает особого внимания могильник «Орманды бұлақ» Зерендинского района. Здесь обнаружено более 50 археологических памятников — погребальных соружений. Найденные там артефакты датируются тремя историческими эпохами: бронзы, раннего железного века и VI-VIII веками нашей эры.
По словам заведующего отделом охраны памятников археологии, архитектуры и градостроительства Серика Искакова, задача центра — не археологические раскопки и поиск артефактов, а в первую очередь охранно-спасательная работа. Слишком много древних свидетельств жизни на акмолинской земле ушло и уходит в небытие в результате природных катаклизмов и хозяйственной деятельности человека. Раскопки ведутся лишь на тех из них, что вот-вот исчезнут с лица земли. Поэтому каждое лето, лишь только поездка подтверждается финансово, охранно-спасательные, а при необходимости и археологические экспедиции областного центра охраны памятников и использования историко-культурного наследия отправляются в путь. К примеру, в этом году на предмет наличия объектов археологии разведан Есильский район. Разведка принесла свои плоды — фонд артефактов пополнился мельничными жерновами, предположительно XIX века, найденными на берегу реки Есиль. У села Курское обнаружили характерные признаки поселения древних людей. Его координаты внесены в базу данных центра, теперь он под надежной охраной.
Более всего болит душа у специалистов за разрушающиеся памятники градостроительства и архитектуры, объекты археологии. «Их сохранение, госохрана вызывают затруднения, — говорит Серик Искаков. — У нас в штате пять специалистов, а нужно охватить инспекцией всю территорию области. Один раз в три года рейдовыми проверками технического состояния охватывается лишь шесть регионов области».
Наглядный пример того, как время, природа без должного участия людей стирают с лица земли древние сооружения: на грани исчезновения мазар Алиптомар (ХI-ХII век), мавзолей Балтабай (19 век), расположенные в Коргалжынском районе.
К сожалению, имеют место быть и факты вандализма, несоблюдения методики проведения археологических работ. По-прежнему отсутствует бюджетная строка о выделении средств на ремонт памятников истории и культуры. Необходимы подзаконные нормативно-правовые акты к Закону РК «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия», в которых бы четко были прописаны процедуры их охраны, источник финансирования. Недостаточно средств и на проведение археологических работ в более полном объеме.
Самые значимые историко-культурные памятники на территории области должны стать туристическими объектами, убеждены в центре. Это, к примеру, музей под открытым небом «Орманды бұлақ», уникальное урочище Қошқарбай Зерендинского района. В последнем на относительно коротком участке долины реки Чаглинка обнаружено более 150 памятников разных эпох, начиная с каменного века. В этот туристический ансамбль вполне может войти и Тюркский культовый комплекс Қосбатыр Ерейментауского района.
Безусловно, важный фактор сохранения культурного наследия — образовательный. Это не только различные научные труды, порожденные госпрограммой «Культурное наследие», но и привлечение, участие в этой работе студентов и школьников. К примеру, незаменимые помощники — студенты-историки первого курса университета им. А. Мырзахметова. Изучив археологию в течение года в теории, летом под руководством специалистов центра они закрепляют пройденное на практике: выезжают на охранно-спасательные работы, как настоящие археологи, раскапывают артефакты, передающиеся затем в фонд областного историко-краеведческого музея. С 2005 года таким образом «закрыты», как говорят специалисты, более 90 памятников археологии.
Раушан УТЕУЛИНА.
На снимках: во время раскопок; мельничный жернов, возраст которого датируется предположительно XIX веком.