Наши истоки
На протяжении тысячелетий в жизни представителей кочевой цивилизации кыстау играл весьма важную роль. Это место, где казахи проводили большую часть года: сберегали скот в самый суровый зимний период, проводили важные курултаи, занимались ремеслами.
Здесь находились родовые некрополи, совершались семейные ритуалы. Кыстау обладал элементом сакральности.
Уникальная казахская юрта, как жилище, была очень удобна летом, но условия жизни в ней зимой, особенно при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Поэтому, наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом, имела и постоянные зимние аулы — қыстақ, қыстау с жилыми и хозяйственными постройками.
С давних времен казахи для зимовок выбирали удобные места, отчего эти селения и стали называться «кыстау». Так, к примеру, по области, в Кокшетауском уезде на один кыстау приходилось 8 хозяйств, в Атбасарском — 5, Акмолинском — 7, а в Петропавловском и Омском — на один кыстау по 9 хозяйств.
Здесь отметим, фундаментальных трудов по вышеназванной теме в отечественной историографии практически не имеется, а сведения в разных источниках разнятся. Несмотря на противоречивость, в общем, они сводятся к следующему. Стационарные зимние жилища на территории Северного Казахстана появились в кыпчакский период, т. е. в ХІ-ХІІ веках.
Проблемой «кыстау» казахстанские археологи стали заниматься совсем недавно. По последним данным, только в Акмолинской области обнаружено около 30 кыстау периода XVII-XIX в.в. Они были обследованы разведочными отрядами Кокшетауской археологической экспедиции под руководством Виктора Зайберта и Ишимской археологической экспедиции под руководством Марал Хабдулиной. Так, в Сандыктауском районе были обнаружены два кыстау периода средневековья: Атыжок и Жабай. К примеру, легенда о происхождении названия р. Жабай гласит: в XIX веке на берегу реки близ Атбасара находился кыстау бая Жабая. Долгие годы он кочевал здесь со своим аулом и отличался благожелательным отношением к людям. В память о нем река и получила название Жабай.
Издревле казахская земля Кокшетау славилась своей уникальностью. Здесь, в 1824 г. в ходе административных реформ метрополии были образованы город и округ с одноименным названием. Известно, что в XIX веке у хана Уали, сына знаменитого политического деятеля Абылая, во владении находилось два кыстау. Одно располагалось в восточной части Кокшетау, возле озера Ханкөл, другое — в Сырымбете. Их описание мы встречаем в трудах исследователя Г. Потанина — друга Ш.Уалиханова.
Следует сказать, что даже после установления новой Советской власти аулы-кыстау продолжали существовать. Так, в областном госархиве имеется список населенных пунктов казахских волостей Кокшетауского уезда с указанием числа хозяйств и населения за 1926 год. К примеру, в Кокшетауской волости, состоящей из 4 административных аулов, значатся 36 кыстау, в которых находилось 767 хозяйств и проживало 3606 человек (1943 мужчины и 1660 женщин). Здесь, на территории волости, мы встречаем такие названия, как: Ескі қыстау, Кыстау-карагай, Наурызбай-қыстау, Қара-қыстау и т. д. В Восточной волости (ныне территория Буландынского района) — Қарқыстау, Келтек-қыстау и др. А в Шунгыршынской волости аула № 1 находился қыстау «Астау-кескен», принадлежавший Карамен баю. В «Астау-кескен», что в переводе «местность, где изготавливали астау» или «изготавливающий астау», состоявшем из 14 хозяйств, проживало 76 человек (40 мужчин и 36 женщин). Многие из вышеперечисленных сохранились и по сей день, а волость, впоследствии переименованная в Октябрьскую, располагалась на территории нынешнего Айыртауского района Северо-Казахстанской области.
По предварительным итогам Всероссийской переписи 1920 г. в Кокшетауском уезде Акмолинской губернии насчитывалось 19 волостей: Айыртауская, Аксаринская, Баимбетская, Восточная, Жайлыгинская, Жауаровская, 1-я Жиландинская, 2-я Жиландинская, Есенбаевская, Зерендинская, Карашинская, Кокшетауская, Коксенгирская, Катаркольская, Кылдинская, Мезгильская, Ногайская, Шалкарская и Шунгыршынская. Как видим, топонимы казахских волостей в основном были связаны с названием родов, а также с гидронимами озер и наименованиями широко известных в регионе гор. На каждую вышеперечисленную волость приходилось от 3 до 12 аулов-кыстау.
Таким образом, можем сказать, что существовавшие испокон веков казахские аулы-кыстау в ходе территориальных реформ метрополии со временем трансформировались в сельскую административную единицу — аул. Как точно заметил писатель-исследователь Герольд Бельгер, казахский классический аул прекратил свое существование в середине XX в. Одной из главных причин он называет освоение целинных земель. Именно в те годы были распаханы огромные площади земли, а вместе с ними и историко-этнографические памятники — кыстау.
На данный момент, как отмечалось выше, на территории области в ходе этноархеологических работ было обнаружено и обследовано около 30 кыстау. Археологи непосредственно представляют лишь планы жилищ при раскопках, топографию мест и перечисляют подъемный материал — артефакты. Комплексное же изучение традиционного кыстау — предстоящая работа ученых-историков.
Бибигуль САДУАКАС,
старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.