Еще раз о реформе пенсионной системы

096-2-1Актуально
Указом Президента Республики Казахстан № 841 от 18 июня 2014 года утверждена концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года.
Концепция определяет основные приоритеты, а также механизмы реализации государственной политики пенсионного обеспечения до 2030 года и базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Республике Казахстан и мировых тенденций развития пенсионных систем.
Модернизация пенсионной системы будет осуществлена при сохранении многоуровневой системы пенсионного обеспечения. Первый уровень включает в себя выплаты за счет средств государственного бюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты/минимальная гарантированная пенсия). Второй уровень включает в себя выплаты за счет обязательных пенсионных взносов, осуществляемых самим работником; обязательных профессиональных пенсионных взносов, перечисляемых работодателем в пользу работников, занятых на работах с вредными (особо вредными) условиями труда; обязательных пенсионных взносов в условно-накопительный компонент за счет работодателя. Третий уровень включает в себя все выплаты из добровольного компонента.

В настоящее время лицам, достигшим пенсионного возраста:

1) являющимся участниками солидарной системы и/или перечисляющим пенсионные взносы в накопительную пенсионную систему, базовая пенсия назначается в одинаковом размере, независимо от их трудового стажа и заработной платы;

2) не имеющим трудового стажа до 1 января 1998 года и не участвовавшим в накопительной пенсионной системе, предоставляется государственное социальное пособие по возрасту, размер которого составляет 50% от величины прожиточного минимума.

С учетом международного опыта, в целях предупреждения бедности пенсионеров, стимулирования экономической активности граждан в трудоспособном возрасте, усиления трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан с 1 июля 2017 года предлагается:

1) осуществить переход к назначению базовой пенсии лишь при достижении гражданами пенсионного возраста, а также в зависимости от стажа участия граждан в пенсионной системе;

2) установить социальную пенсию в размере 50% от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 10 лет;

3) определить при 10 летнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 50% от прожиточного минимума, за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже 35 и более лет она будет равна величине прожиточного минимума.

Для состоявшихся пенсионеров будет произведен единовременный перерасчет базовой пенсии с учетом стажа участия как в солидарной, так и накопительной системах пенсионного обеспечения. Это позволит повысить размеры пенсионных выплат для пенсионеров, имеющих большой трудовой стаж, но получающих низкие размеры пенсий в связи с отсутствием сведений о доходах на момент выхода на пенсию.

Для граждан, выходящих на пенсию в переходный от солидарной к накопительной системе период (до 2030 года), базовая пенсия будет назначаться с учетом их трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, и периода уплаты пенсионных взносов в накопительную пенсионную систему после 1998 года.

Для участников только накопительной пенсионной системы и условно-накопительного компонента при достижении ими пенсионного возраста (с 2030 года) будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии в случае, если совокупный размер их пенсионных выплат окажется ниже установленного минимального социального приемлемого уровня пенсий.

Кроме того, сохраняются солидарные пенсионные выплаты как для состоявшихся пенсионеров, так и для граждан, имеющих не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года. Назначение и выплата солидарных пенсий будут осуществляться в соответствии с действующим законодательством наряду с базовой, условно-накопительной и накопительной пенсиями. Вместе с тем для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

Для сохранения адекватности пенсионного обеспечения с 2018 года предлагается ввести новый условно-накопительный компонент пенсионной системы. Новый условно-накопительный компонент поддерживает как накопительный, так и распределительный принципы пенсионного обеспечения.

Участниками условно-накопительного компонента будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5%-ные пенсионные взносы, начисляемые от размера дохода работника, за счет средств работодателя. Учет условных обязательств будет вестись на индивидуальных счетах, открытых в ЕНПФ. Накопления будут являться условными, не будут наследоваться и являться собственностью участника системы. Минимальный стаж для получения пенсии за счет условно-накопительного компонента будет составлять 5 лет. Выплаты будут осуществляться только при достижении установленного пенсионного возраста и пожизненно. Государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции не будет распространяться на условно-накопительный компонент.

Будет сохранена выплата пенсии из действующей накопительной пенсионной системы, формируемой за счет 10% отчислений самих работников. При этом величина получаемых пенсионных выплат зависит от регулярности отчислений взносов граждан в систему, а также уровня доходности пенсионных накоплений.

Для повышения эффективности и обеспечения финансовой устойчивости накопительной пенсионной системы будут приняты следующие преобразования:

1)   отменить паушальный (единовременный) принцип изъятия пенсионных накоплений, за исключением сумм пенсионных накоплений, не превышающих 12 минимальных пенсий;

2) осуществлять пенсионные выплаты из ЕНПФ только по графику (ежемесячно) либо путем приобретения пенсионного аннуитета;

3) пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета;

4) установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС;

5) ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;

6) оптимизировать порядок выплат государственной гарантии по сохранности обязательных пенсионных взносов путем приобретения права граждан на ее выплату только при условии достижения пенсионного возраста. При этом суммы выплаты разницы по государственной гарантии должны будут зачисляться на индивидуальные пенсионные счета.

Виталий ГОРОДЕЦКИЙ,
директор Акмолинского ОФ ГЦВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Читайте также