Мнение очевидца
Впервые в Акмолинске я появился в 1963 году — приехал после первого класса из Атбасара на летние каникулы к бабушке с дедушкой.
Жили они в Слободке. Что собой тогда представляли Слободка и, в целом, Акмолинск? В подавляющем большинстве одноэтажные частные дома, бараки, редкие магазины. Правда, на улицах Мира и Победы началось возведение 4-, 5-этажных «хрущевок». А в общем-то, большая деревня — ни асфальта, ни ночного освещения, ни воды в домах, ни канализации, ни уж, тем более, телефонов.
Приезжал я в этот город каждое лето, затем учился в здешнем институте, а с 1981 года поселился навсегда, стал «местным». Так что все изменения происходили на моих глазах.
Могу сказать, что довольно заметные преображения стали происходить после того, как Акмолинск стал административным центром Целинного края, а сам он получил гордое название Целиноград. Здесь появились Дом Советов, Дворец целинников, затем — Дворец молодежи, Дом быта, началось строительство микрорайонов, 7-, 9-этажных жилых домов. Город рос вверх и вширь, улучшались его инфраструктура и благоустройство.
Однако после ликвидации Целинного края темпы развития Целинограда значительно снизились. Нельзя сказать, что все здесь замерло: предприятия строили для своих работников жилье, возводили ведомственные Дома культуры, объекты здравоохранения, спортивные сооружения. Но медленно, со скрипом. Особенно туго стало после развала СССР: все крупнейшие промышленные предприятия — Целинсельмаш, Казахсельмаш, чугунно-литейный завод, керамический комбинат, мясокомбинат и другие закрылись, развалились и совхозы, снабжавшие областной центр продуктами питания. Город «сел» на самовыживание.
Считаю, что описывать те трудные времена смысла нет, они всем хорошо известны.
Никто не знает, что было бы с Целиноградом — Акмолой, если бы не решение Президента страны Нурсултана Назарбаева о переносе сюда столицы государства. Он мудро просчитал, что строительство нового центра Казахстана привлечет большие инвестиции, даст мощный толчок развитию экономики и других сфер жизни не только Астаны, но и всей республики. И оказался прав. Сегодня новая столица Казахстана — яркий пример для всех развивающихся стран мира. Из захудалого провинциального городка он превратился в мощный, бурно развивающийся мегаполис. Его население увеличилось втрое и скоро достигнет 850 тысяч человек. В нем работают и учатся не только местные жители, но и приезжие из Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской, Южно-Казахстанской и других областей республики. Можно сказать, со всей страны. То есть он стал для многих казахстанцев и пристанищем, и кормильцем, и альма-матер.
Об архитектурном облике Астаны, построенных в ней шедеврах мирового уровня известно всем не только в Казахстане, но и далеко за его пределами. Так что нового об этом сказать нечего. Сказать я хочу о другом — о людях. Как «старых», которые родились и жили здесь еще «до» столицы, так и о «новых», приехавших сюда уже после обретения городом столичного статуса.
Первое, что бросается в глаза, это, конечно, их внешний вид — одежда, поведение, манера держаться и общаться. За свою жизнь я побывал и в Москве, и в Киеве, и в Минске, и в Вильнюсе, так что сравнивать могу. Конечно, во всех этих столицах — люди разные, со своими менталитетом, привычками и т. д. И я очень рад, что жители Астаны не похожи ни на одних, ни на других, ни на третьих. У астанчан — свой облик, свой стиль. Да, своим озабоченным видом, спешащие по неотложным делам, они напоминают тех же москвичей, но остановите любого, спросите о чем-то — все, куда-то сразу же девается его озабоченность: «притормозит», улыбнется, все расскажет и покажет, а то и проводит. А дети какими растут? Недавно переходил напряженную дорогу, остановился перед светофором. Вдруг сзади меня хватает за руку малыш лет десяти: дядя, сейчас идти нельзя, надо подождать, когда зеленый свет загорится. Давайте я вас переведу. На красный я переходить, естественно, не собирался, но за заботу и внимание мальчика сердечно поблагодарил. Так на душе приятно стало…
Конечно, люди в Астане разные, у каждого свой характер, свои привычки и принципы, но уже есть то, что их объединяет: это истинно казахские черты — радушие, терпимость, желание помочь всем и каждому. И они успешно прививаются всем жителям столицы, независимо от их национальности и вероисповедания. Что не может не радовать.
И в конце — немного о своем, личном, но тоже связанном с городом, в котором я проживаю.
На днях, 1 июля, моя младшая дочь родила сына. По телефону сообщила: роды прошли очень удачно, несмотря на то, что ребенок оказался довольно крупным — 3900 граммов веса и 58 см роста. А все потому, что помогали ей в родах опытные, умелые специалисты. А потом — отдельная палата, малыш — рядышком. Когда и кто мог об этом мечтать?
Александр ДОЛГОВ, житель Астаны.
От автора. Конечно, идеализировать Астану я не собираюсь. Недостатков еще хватает, но все они поправимы. Не все сразу.