Не оттолкнуть, не навредить…
Все чаще встречается подобное — молодые люди замыкаются, уходят в себя, высказывают крайние суждения, меняют образ жизни, подолгу пропадают на каких-то религиозных собраниях.
Семья в тревоге: чем это может закончиться и как помочь близкому человеку, да так, чтобы не оттолкнуть, не навредить…
Грамотные ответы на эти вопросы получили психологи и социальные педагоги кокшетауских учебных заведений на обучающем семинаре «Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации». Открывая его, руководитель управления по делам религий Сауле Ибраева выразила надежду, что местные педагоги вооружатся здесь такими нужными им знаниями в борьбе с этим злом. А тон задала директор Центра анализа и развития межконфессиональных отношений Гульнара Оразбаева, представив невыдуманные трагические истории молодых людей, пострадавших от воздействия деструктивных сект.
Приглашенные лекторы, кандидаты психологических наук Куралай Алина и Наталья Фесенко провели поучительные тренинги, прочитали интереснейшие лекции о религиозной зависимости, психологическом здоровье, ответили на злободневные вопросы аудитории.
Чтобы вовлечь молодежь в деструктивные секты, рассказывали ученые, сегодня используются самые ярые психотехники, после которых нередко происходит распад личности, вырабатывается прямая зависимость от разрушительных радикальных влияний. На дальний план отходят семья, работа, вчерашние мечты и интересы. А начинается нередко все довольно безобидно — идет человек в мечеть, чтобы помолиться, а его буквально перехватывают дежурящие у ворот адепты деструктивных сект и начинают «обрабатывать», говоря, что только у них истинная религия. В эти ловко расставленные сети попадают многие. Почти всегда именно религиозная безграмотность становится причиной дальнейшей жизненной трагедии иных молодых людей, обманутых умелыми «инструкторами». Ведь радикальные организации начиняют молодые головы только тем, что им выгодно. Курс изучения основ Ислама, христианства, других религий должен научить подростков в дальнейшем самим отличать зерна от плевел.
«К примеру, та же информация о джихаде — большом и малом, — говорила член-корреспондент Международной академии психологических наук Наталья Фесенко. — Большой — это борьба внутренняя: с самим собой, своими страстями, пороками. А малый включает в себя борьбу внешнюю, даже вооруженную, правда, вот объявить малый джихад может только руководитель страны. Что, кстати, тоже мало кто знает из вновь посвященных молодых людей. Радикалы же все перековеркали, объявив, к примеру, в социальных сетях, что в Сирии страдают братья-мусульмане, их надо спасать, ехать на джихад в Сирию. Уверовав в истинность призыва, люди — некоторые и из Казахстана — уехали даже с семьями, чем это закончилось, мы все знаем. А произошло же все из-за элементарного незнания. Потому еще так важно наличие у нас в стране грамотных теологов, которые могли бы правильно трактовать хадисы, Коран. Ведь что происходило? Получая духовное образование в других странах, верующие привозили оттуда совершенно иные, отличные от веры своих предков знания. У нас в стране традиционный ханафитский мазхаб, он более мягкий. К примеру, когда казашки ходили в хиджабах? А вот в том же Египте это традиционная одежда, защищающая от песчаных ветров и солнечных ожогов. Потому очень правильно, если молодежи будут даваться истинные знания о вере. По-настоящему верующий человек открыт и радушен, толерантен к любым другим конфессиям.
Присутствовавшие на обучающем семинаре педагоги приводили случаи, когда верующие родители начинали диктовать: ходить ребенку в школу в тот или иной день или нет, даже требовали дни экзаменов перенести. В таких случаях подход должен быть один: если религиозный устав противоречит Конституции страны, где записано, что каждый должен получить среднее образование, то эта религиозная организация нарушает права ребенка. Только вот нужно, чтобы было кому в школах грамотно все это объяснять. А то пока, как признаются педагоги, религиоведение в школах ввели, а преподавать его некому. Как никогда сейчас нужны толковые специалисты.
Говорили и о таких деликатных вопросах, как личное влияние педагога на выбор той или иной веры воспитанников, он не должен вести урок в какой-то ритуальной одежде или с религиозными атрибутами, тем же крестом на шее. Такое вот демонстративное воздействие на детские умы некорректно. А еще обязательно надо рассказывать о традиционных конфессиях, а то ведь как бывает: о запрещенных религиозных организациях подробно и с деталями, а о вере предков — как бы между прочим. Не от того ли потом в нашей жизни и появляются примеры, подобные этому. Приняв новоявленную веру с ее традициями многоженства, становится наша девушка второй, третьей или четвертой женой заезжего бородача, а потом, когда он уезжает, остается с детьми без жилья, денег и прав. О таком случае, произошедшем в Павлодаре, рассказывали приглашенные лекторы. Молоденькая женщина с четырьмя маленькими детьми оказалась в критической ситуации, что называется, на улице, потому как ее семья показала ей на дверь — мол, сама виновата. Гражданский муж ей стал грозить: если будет плохо смотреть за его детьми, он их у нее отберет. Институт семьи в такой вот религиозной среде разрушен полностью — о какой вере тут может идти речь? Она — только прикрытие.
И еще, надо четко уяснить, считают специалисты, что человек сам творец своей судьбы, только он волен делать выбор. Психолог лишь показывает дверь, в которую можно войти, чтобы решить его проблемы, но сделать это или нет, решает человек.
Родители, приводя детей в секту, делают выбор за них, нарушая тем самым их права. И никто не спрашивает ребенка, хочет лион быть приверженцем радикальной секты с ее запретами и ограничениями. В нашей области был подобный прецедент, когда девочка отказалась ходить в секту, куда ее водила мать. Усилиями общественности ее права были защищены, а она отправлена к отцу, дабы оградить от пагубного деструктивного влияния.
С такими детьми надо больше работать психологам, стараться укрепить в них веру в себя, развить критическое мышление, творческие способности. Подростки очень быстро адаптируются и с благодарностью воспринимают так нужную, спасительную для них информацию. Главное — вовремя сделать этот шаг ему навстречу, не отмахнуться равнодушно, а тонко и деликатно разъяснить суть заблуждений, пока они не превратились в непробиваемую стену, не стали общей бедой — вот она, задача школьного психолога, социального педагога, грамотного теолога. Человека, который крайне нужен сегодня школе.
Александра МЯКОТА.
28 июня 2014 года- первый день священного месяца
Добро пожаловать, Рамазан!
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Наша благодарность Всевышнему, давшему возможность встретить Благословенный месяц Рамазан. Дорогие сограждане, единоверцы, братья и сестры! От имени Духовного управления мусульман Казахстана и от себя лично примите искренние поздравления с наступающим Священным месяцем Рамазан.
Наступает чудесный период, счастливое для нас время обретения искренности и духовного совершенствования — дар от Аллаха, месяц Рамазан. В Священном Коране сказано, что в этот месяц совершение богоугодных дел, проявление милосердия и сострадания, помощь нуждающимся вознаграждаются Всевышним Аллахом многократно. Именно в этот месяц началось ниспослание откровения Пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать): «Месяц Рамазан — (это месяц), в который был ниспослан Священный Коран в качестве руководства для людей и как разъяснение истинного пути и различения» (2:185). «И тот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посте», -повелевает нам Всевышний Аллах.
Пост — бескорыстное поклонение человека Аллаху, направленное на достижение милости Всевышнего. В Рамазане, исполняя веление Творца и предписание Священного Корана, перед нами представляется возможность получить благосклонность Создателя, а с этим не сравнятся никакие дары и блаженства.
В хадисе сказано: «…За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!» Постящегося ждут две радости: одна — при разгове-
нии его, а другая — при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!»
Рамазан — месяц духовного обновления и очищения. Известно, что все живое на земле, животные и птицы проходят процесс обновления и изменения. Безграничная милость
и подарок Аллаха человеку -это пост. В этот месяц совершаются поклонения, предостерегающие нас от грехов, воспитывающие нас хорошему, дающие духовную пищу и преобразующие нас. Знающий о пользе Рамазана человек не откажется от этого блага.
Вера требует терпения и богобоязненности. Соблюдая пост, человек приобретает богобоязненность. Всевышний Аллах говорит нам: «О вы, которые уверовали! Будьте терпеливы и будьте терпимы» (3:200). Следуя этому призыву, мы должны воспитывать в себе эти качества и подвергать испытанию и терпению не только желудок, язык, глаза, уши, руки, ноги, но и разум и сердце.
Дорогие соотечественники! Поздравляю вас с наступающим Священным месяцем Рамазан! Пусть Всевышний Аллах озарит благословенной радостью каждую семью и каждого человека, дарует всем нам мир и радость, счастье и здоровье, успех и благополучие, милость и благоденствие, а нашей Родине — мир, стабильность и процветание! И да будет над нами мир, милость и благословение Всевышнего Творца!!!
Ержан кажы Малгажыулы хазрет,
председатель духовного управления мусульман Казахстана, Верховный муфтий.
Петров пост
У православных начался Петров пост, он — летний, но от этого не перестает быть временем покаяния и духовной работы, быть христианином — занятие постоянное…
Этим постом Церковь призывает нас последовать примеру святых апостолов, на которых сошел Дух истины, премудрости, откровения и заступила благодать Святого Духа, дающего оправдание не по делам, а по благодати. Петров или Апостольский пост, в память о двух самых почитаемых из 12 ближайших учеников Спасителя, апостолов Петра и Павла. В этом году Петров пост длится с 16 ию-ня по 12 июля. Почему Апостольский понятно: апостолы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой. На вопрос учеников, почему они не могут изгнать бесов, Господь объяснил им, что сей род выходит только молитвой и постом. Петр и Павел олицетворяют собой духовную твердость и разум — два столь необходимых миссионерских качества. Ведь чем, как ни призывом к миссионерству должен откликаться в нас приход Петровского поста? Господь послал в мир апостолов: «Итак, идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20). Петров пост — один из мягких постов, он призван не изнурять человека, а подготовить его к будущему празднику Святых Петра и Павла, чтобы радоваться жизни, благодарить Бога и все сущее за свою жизнь и здоровье. В этот пост употребляют в пищу сырые продукты, воду, хлеб, фрукты и овощи, сухофрукты, в субботу и воскресенье разрешаются блюда из рыбы. Так как Петровский пост совпадает по времени с напряженной работой в поле, когда нужно ухаживать за будущим урожаем, его каноны не столь строги, ведь у человека должны быть силы. Самое строгое ограничение, которое рекомендуется соблюдать — это отказ от употребления алкоголя. Петров пост -это прекрасная возможность повысить свой уровень иммунитета, т.к. в это время появляется все больше свежих овощей и фруктов, которые можно употреблять в пищу без ограничений. Основой питания в Петровский пост становятся и разнообразные крупы, которые способствуют очищению организма от токсинов и шлаков, укрепляют мышечную ткань.
Анна ЮРЬЕВА.