Побороть инерцию в себе

К обществу всеобщего труда
«В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами».
Нурсултан НАЗАРБАЕВ.

Будучи в командировке в Аршалынском районе, разговаривала с жительницей одного из сел, расположенного недалеко от райцентра. Она рассказала о том, что ее взрослый сын несколько месяцев назад уволился из ТОО «Нефрит-Голд», производящего щебень разных фракций, а недополученную заработную плату выдавать ему отказываются.

Причину этого мы решили выяснить у исполнительного директора предприятия Сергея Дзюбы. И вот что он нам рассказал: «Парень работал в ночную смену, утром мастер, сменщик не увидели ни одной пробуренной скважины, но 500 литров дизельного топлива из бурового станка исчезли. Наверняка, слили продали. Молодой человек, собственно, ничего и не пытался объяснить, ушел, не оформив положенный при увольнении обходной лист. Без проблем устроился на аналогичное предприятие в поселке Аршалы. По поводу недополученной зарплаты периодически звонит его мама».

Сергей Николаевич не скрывает, что в ТОО «Нефрит-Голд» принимают людей, уволившихся с Аршалынского завода, и делают это не в ходе какой-то конкурентной борьбы, рабочих не хватает настолько, что это уже стало препятствием для расширения производства, создания новых рабочих мест. Основной контингент работников составляют жители села Волгодоновка, что в нескольких километрах от предприятия. Между селами Арнасай, Аршалы, Михайловка курсируют три заводских   автобуса.   Принимают всех желающих, невзирая на отсутствие опыта и квалификации. На рабочем месте обучают не только рабочих, но и часть инженерно-технического персонала. Текучесть кадров очень высокая. Штат укомплектован на 70%, не хватает водителей, дробильщиков, экскаваторщиков, бульдозеристов…

В чем причина такой ситуации? Конечно, первое, что приходит на ум — низкая заработная плата, тяжелые условия труда, нездоровая психологическая обстановка… Но все далеко не так однозначно. Условия, конечно, как и на любом камнедробильном производстве, непростые, но баня, душевые кабины, льготное питание — все это в наличии. Задолженности по заработной плате нет, до апрельского повышения размер средней — 78 000 тенге (в январе 2014 г. в Акмолинской области средняя номинальная заработная плата составила 75114 тенге). Водитель получал на руки в пределах 100 000, теперь имеет возможность получить примерно 140 000 тенге. Проблема, по словам Сергея Николаевича, в том, что далеко не все работники эти возможности используют. Не хотят, не стремятся. Система оплаты повременно-премиальная. Заработал 50 000, при отсутствии замечаний — получишь еще столько же. Кажется, стимул достаточно мощный. Но, увы, на доске объявлений мы увидели несколько приказов, которые начинаются со слов: «За неоднократное распитие спиртных напитков на рабочем месте…».

Тут же вспомнились слова жительницы одного из сел Сандыктауского района: «У нас в селе две проблемы: безработица и пьянство». На вопрос о том, какая же из них все-таки первична, ответить не смогла. Так и в ситуации с ТОО «Нефрит-Голд» разобраться очень непросто.

— На кого еще можно положиться -это поколение тех, кому 45-50 лет и старше, — говорит Сергей Николаевич. — Молодежь я понять не могу. Парень окончил институт, маркшейдер. По специальности работу то ли не нашел, то ли не искал. Устроился у нас рабочим. Ушел, поработал в Аршалы. Сейчас не работает. Может, на лето устроится где-то. А ведь мы хотели поднять его до уровня ИТР. Другой наш молодой рабочий тоже имеет высшее техническое образование. Тянем его хотя бы на должность механика — ни в какую. Не хочет учиться на рабочем месте, может опоздать, не выйти на смену.

— Проблемы с кадрами характерны не только для ТОО «Нефрит-Голд», но и для большинства предприятий, расположенных в пристоличных районах, — говорит заместитель акима Аршалынского района Бекет Акшинеев. — Близость Астаны дает множество плюсов жителям, это и рынок сбыта, и возможность посещать культурные мероприятия… Но в столицу устремляются наши наиболее энергичные, амбициозные люди и это их право. Там и заработки выше, и возможностей больше.

И все-таки главная причина дефицита рабочих кадров на местных предприятиях, по мнению Бекета Турсунхановича, в том, что часть людей разучилась трудиться. Произошло это не в одночасье, а начиная с 90-х годов прошлого века, когда на смену регулярной работе в совхозах пришла сезонная в частных крестьянских хозяйствах. Во многих из них повышать квалификацию, получать новые знания и умения было необязательно. О молодежи — разговор особый. Большинство претендует на высокую заработную плату, еще не научившись как следует справляться с работой.

И это проблемы не только отдельного предприятия или района, но страны в целом. Молодежь у нас, как и люди взрослые, конечно, разная. Есть и «трудоголики», успешно продвигающиеся по карьерной лестнице, есть талантливые ребята, посвятившие себя науке, спорту, искусству. Но только вот все чаще руководители промышленных, сельскохозяйственных предприятий говорят о том, что нет преемственности, у 45-50-летних специалистов учиться некому.

Причин тому много. В свое время закрывались заводы, инженеры, рабочие оказались невостребованными. Конечно, своих детей они уже ориентировали на иные сферы деятельности: предпринимательство, финансы, государственная служба… Да и без родительских советов молодые люди видели, что за рулем шикарных автомобилей сидят вовсе не токари и электросварщики. Разрушенную трудовую мотивацию восстановить непросто. Но без этого не решить тех масштабных задач, которые стоят сегодня перед казахстанцами.

— Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм, — пишет Президент страны в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». — В его основе — извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия — «меньше работать — больше получать», «делать деньги из воздуха» и т. п.

На уровне руководства республики речь идет о том, что невысокое качество трудовых ресурсов в Казахстане — одна из основных проблем процесса индустриальной модернизации. Правительство тратит миллиардные средства на программы по поддержанию занятости. Однако парадокс в том, что встречного движения не видно. Миллионы трудоспособных граждан предпочитают вообще не работать в официальном секторе и не иметь перед государством каких-либо обязательств.

И вырисовывается цепочка, в которой сложно разделить причину и следствие. Люди, работающие без оформления трудовых договоров, предприниматели, живущие «одним днем», снижают цену работника на трудовом рынке. Низкие заработные платы делают неэффективными попытки государства занять безработное население в тех сферах, где на самом деле нужны рабочие руки.

Обсуждаемая сегодня реформа пенсионной системы, когда наше благополучие в старости во многом будет зависеть от трудового стажа, внедряемая система дуального обучения, внедрение элементов личной ответственности человека в государственные программы занятости должны дать свои результаты. Но это будет завтра. А сегодня молодые и не очень молодые трудоспособные люди должны не просто знать о перспективах развития страны, но и постараться найти свое достойное место. А это будет под силу только востребованным квалифицированным специалистам в самых разных сферах деятельности. Велики шансы у профессионалов-рабочих. Примеры развитых стран тому подтверждение.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также