В памяти живой

Событие
С церемонии возложения цветов к камню, заложенному под памятник жертвам политических репрессий и голода в сквере у ТОО «Новопэк», 31 мая начались в Кокшетау мероприятия, посвященные этой скорбной дате.
В субботний день отдать почести миллионам людей разной этнической и религиозной принадлежности, попавшим в жернова тоталитарной системы — невинно осужденным за инакомыслие, погибшим в гулаговских застенках от голода, безжалостно изгнанным с родной земли, собралась общественность города, потомки погибших, представители молодого поколения.

065-1-1

— Только за 1937-1938 годы в республике были незаконно осуждены более 100 тысяч человек, около 25 тысяч из них были расстреляны. От голода погибли более 1,5 млн. казахстанцев, — отметил аким города Жаркын Жумагулов. — Тоталитарная система уничтожила тех, кто представлял цвет нации, его передовую мысль. Жестоким репрессиям подверглись целые народы. На просторах великой казахской степи, ставшей поистине священной землей — Жер үйық — нашли приют депортированные в разные годы, представители свыше 130 национальностей. Не обошли времена беззакония и акмолиннев. В области были репрессированы более пяти тысяч человек, среди приговоренных к высшей мере наказания наши земляки — Смагул Садвакасов, Абильхаир Досов, Асылбек Мустафин, Зарап Темирбеков, Сабыр Шарипов. Мы не должны забывать их имена, помнить трагические времена нашей истории, укреплять независимость и суверенность нашего государства.

В те годы Казахстан стал местом депортации для миллионов советских граждан. — Практически вся республика была превращена в огромную резервацию для репрессированных народов, — сказал Герихан Яндиев. — Одной из самых жестоких была депортация ингушей и чеченцев, сопровождавшаяся массовыми расстрелами еще на родине, высокой смертностью в пути и местах поселения. Из 14 детей в семье моей матери остались в живых лишь четверо. К сожалению, с каждым годом среди нас все меньше остается людей, прошедших сквозь горнило репрессий. Мы глубоко благодарны всем вам, живущим и ушедшим, за то, что те страшные годы не вытравили в вас человечность, терпимость друг к другу, несмотря на вероисповедание и этническую принадлежность — качества, которые Елбасы провозгласил главными ценностями нашего государства.

Собственные стихи — посвящение «Қазақ елі» прочитала магистр КГУ им. Ш. Уалиханова Гульназ Бокен.

Почтив минутой молчания память погибших в годы репрессий и голода, горожане возложили цветы. Для граждан свободного, независимого Казахстана эта память всегда была и будет священна.
Раушан УТЕУЛИНА.

***

Политические чтения «Времен связующая нить» прошли в Кокшетау в День памяти жертв политических репрессий и голода. На выставке «Духом несломленный народ» — самые беспристрастные свидетели на суде истории — записки из тюрем, фотографии времен коллективизации, голода, приказ об аресте С. Сейфуллина… Горожане, пришедшие на мероприятие, на пожелтевших фотографиях находили знакомые лица.

В докладах, подготовленных учеными-историками КГУ им. Ш.Уалиханова Маратом Отегеновым, Амангельды Шабкеновым, Гульнарой Кажкеновой и руководителем отдела мониторинга общественно-политической ситуации облуправления внутренней политики Оксаной Салаховой, приводились цифры, за каждой из которых стоят боль, изломанные, исковерканные судьбы людские. За период 20-50-х годов прошлого столетия в процессе массовых политических репрессий и террора в СССР только в Акмолинской области необоснованно были осуждены судебными и несудебными органами около 5400 человек. Более 1640 — приговорены к высшей мере наказания. Уже на 01.01.1930 года по Акмолинскому округу число осужденных составило 2637 человек. Лишены свободы — 1526. Привлечены к принудительным работам — 688 человек.

— Никто не принес столь массовых и трагических жертв на алтарь сталинизма как крестьянство. В 30-е годы был разрушен весь уклад деревенской жизни, подрублены социально-экономические и генетические корни крестьянства, -говорила Оксана Салахова. — Конфискация, начавшаяся в конце 20-х годов прошлого столетия, была лишь генеральной репетицией перед массовой коллективизацией сельского хозяйства, которая окончательно уничтожила в Казахстане традиционные хозяйственные отношения. За 1928-1929 годы только по Акмолинскому округу были выселены 582 крестьянских хозяйства. Привлечены к уголовной ответственности 778 человек.

По данным, приведенным кандидатом исторических наук Гульнарой Кажкеновой, в результате вынужденной откочевки за пределы Казахстана потери казахов от общей численности этноса составили: в Восточном Казахстане — более 50%, Южном — 42%, Западном — 45%. Самые большие потери понес Северный регион — 74,5%.

Гибли люди, разрушались семьи, навязывалась система ценностей, в которой нуждался тоталитарный режим.

— Коллективизация и репрессии нарушили духовное единство аульного населения, которому исстари были свойственны уважение к старшим, взаимопомощь, общность интересов, утрачивались лучшие традиции, — говорили докладчики. В массовое сознание внедрялись понятия «мироед», «подкулачник», «байский подпевала», «контра»… Такие определения были нормой в судебных постановлениях. Зачастую они использовались при сведении личных счетов.

«Сначала арестовать, а затем разобраться, если будет время», — принцип деятельности правоохранительных и судебных органов того периода. Отказ в защите, списочное вынесение приговоров… Основная масса заявлений, жалоб, поступавших в центральную комиссию по проведению конфискации, оставалась без рассмотрения. Приговоры приводились в исполнение. Казахские шаруа писали петиции на арабской графике, из-за чего их основная часть комиссией вообще не рассматривалась. Частые нарушения в написании русифицированных фамилий, имен сыграли роковую роль в судьбах многих людей.

Массовые репрессии стали подлинной гуманитарной катастрофой. Нет семьи, которой они не коснулись бы так или иначе. Нравственный долг и святая обязанность ныне живущих поколений заключается в осмыслении тех трудных, трагических лет, когда по судьбам миллионов людей, целых народов прокатился кровавый каток тоталитарного режима. Светлая память всем, кто выстоял в сложной и бесчеловечной трагедии далеких, но никем не забытых времен. Тем, кто остался в нашей памяти, как символ мужества и патриотизма. Низкий импоклонотпотомков.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также