Мой дед Молдагали Абенов — ветеран Великой Отечественной войны. Шофером автоцистерны в составе 43 армии он участвовал в операции «Багратион» в июне 1944 года, в результате которой был освобожден Витебск. Но больше всего дедушка гордился, что внес свой вклад во взятие города-крепости Кенигсберга.
Родился он в 1913 году в селе Кызыл-Сая Кокчетавской области. Рано лишился родителей и попал в детский дом. О своем детстве дед не особо любил говорить. По его сохранившимся документам мы знаем, что он получил шесть классов начального образования. В возрасте 16 лет поступил в автошколу в Петропавловске, получил специальность шофера второго класса. Его учителями были англичане, и первые его водительские права были английского образца. После автошколы его призвали на срочную службу. Где, кем и сколько лет он служил, мы не знаем. Известно, что после армии он начал свою трудовую деятельность в колхозе Кызыл-Сая бригадиром, потом до 1942 года работал шофером. В этот год его мобилизовали. Сперва он попал курсантом в 36-й запасной стрелковый полк в Биробиджане, на Дальнем Востоке. После пяти месяцев обучения был направлен командиром отделения в 938-й стрелковый полк 306-ой Рибшевской Краснознаменной стрелковой дивизии.
Руководя ротой автоцистерн, в октябре 1942 в составе Калининского фронта 43-й армии, оборонял рубеж северо-восточнее города Демидова Смоленской области, участвовал в наступательных боях на Витебском направлении.
В составе III Белорусского фронта участвовал в Кенигсбергской наступательной операции.
Сам дедушка не любил говорить о войне, так, иногда, куря папироску на лавочке возле дома, делился своими воспоминаниями. Мне тогда было лет пять, и многого я не понимал. Из всего рассказанного помню только то, что во время боев одной из основных его задач была заправка топливом наших танков. Также он рассказывал, что доставка топлива на фронт из Свердловска всегда была опасна. Караваны автоцистерн зачастую подвергались бомбежке фашистскими самолетами-истребителями.
За участие в боевых действиях он был награжден орденами «Отечественной войны» I и II степени и медалями «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Имел два ранения: в грудь и в правую ногу.
После войны в родной колхоз вернулся в 1947 году, где и проработал около 50 лет шофером. Женился на моей бабушке, Муслиме Абеновой, у них родилось шестеро детей. Всех вырастили достойными людьми. На склоне лет увидел практически всех своих 13 внуков и внучек.
Как я уже упоминал, вспоминать годы войны дед не любил. Иногда даже нас, маленьких детей, ругал за то, что мы играем в «войнушки». Он всегда говорил: «Война — это не игра!» Мы этого тогда не понимали и порой обижались на него. Сегодня нам стыдно за это. Ведь этот человек видел весь ужас войны: гибель товарищей, сожженные дотла города и деревни.
К сожалению, большего, мы, его дети и внуки, о нем не знаем. Небольшие сведения о его прошлом знаем из архивных документов, которые хранятся в нашей семье. Но мы, все его потомки, без исключения любим и помним деда как доброго отзывчивого и гостеприимного человека. В возрасте 82-х лет его не стало. В моих воспоминаниях он остался сидящим на лавочке возле дома, смоля папиросу и настороженно смотря в даль, как будто кого-то, или чего-то ожидая. Для меня он и есть прежде всего — герой войны.
Кайрат АБЕНОВ.