Про этих парней пишут книги, снимают сериалы. Им не привыкать работать в экстремальных, опасных для жизни условиях, когда рядом свистят пули и что-то периодически взрывается. Работа не для слабонервных, а для настоящих мужчин. Знакомьтесь — подразделение специального назначения ДВД «Арлан».
Полицейский спецназ появился в нашем регионе 15 лет назад. Его основными задачами со дня формирования являются антитеррористическая деятельность и борьба с организованной преступностью (бандами, преступными группировками). Бойцов вызывают тогда, когда есть вероятность вооруженного сопротивления, нападения на сотрудников полиции или простых граждан, возникает ситуация с захватом заложников. В отряде есть снайперы, штурмовики и саперы. Арлановцам также приходится охранять участников уголовных процессов. Это и свидетели, и потерпевшие, и судьи.
— В первую очередь, мы уделяем внимание физической подготовке, рукопашному бою. Иначе нельзя, в боевых условиях приходится таскать на себе амуницию и оружие общим весом 12-13 кг. Но ко всему прочему боец «Арлана» должен уметь еще хорошо бегать, — говорит командир взвода Курмет Кабдушев.
Средний возраст спецназовцев — 25 лет. На тренировках они должны пробегать стометровку за 13 секунд. Физкультурой арлановцы занимаются минимум полдня. Но даже свободное время большинство спецназовцев проводит в спортзале. Добровольно. Если на стрельбищах боец выбивает тремя выстрелами 25 очков, результат считается отличным. В беседе с командиром он также подчеркнул, что в подразделении нет ни одного бойца, который курит или употребляет алкоголь. Буквально все — за здоровый образ жизни.
Помимо ненормированного рабочего дня, спецназовцам сутками приходится сидеть в засадах. И хорошо, если в машине. Был случай, когда полицейские нашли тайник с несколькими мешками марихуаны. Тогда арлановцы в буквальном смысле закопались в снег и ждали, когда появится хозяин наркотиков. Ждать пришлось трое суток, меняли друг друга каждые два часа. Их «клиент» все-таки появился, после чего был задержан.
— Если нам дают задание задержать безоружного человека, мы идем на операцию вдвоем, втроем. Если есть данные, что подозреваемый вооружен, на захват идут не менее пяти спецназовцев, — рассказал командир.
В органах внутренних дел Курмет Кабдушев с 2003 года. Работать в спецназе была его мечта детства. За десять лет в спецподразделении он прошел путь от бойца-снайпера до командира.
С огромным уважением говорит Курмет о своих наставниках, уже ветеранах спецназа. Гордятся и берут пример с них все нынешние бойцы спецназа.
— Спецназовцы сначала бегут сколько могут, а потом сколько прикажут, — рассказывает командир. — Морально-психологическая подготовка — это не знание терминов «стресс», «апатия», — объясняет он. — У нас другой подход. Наши инструкторы создают реалистичные боевые условия, с которыми тот или иной сотрудник может столкнуться при проведении спецоперации. Это и затемненные, задымленные условия, и шумовые эффекты. Ну и плюс к этому тренировки у нас ведутся с боевой стрельбой. По-другому — никак.
Еще один интересный момент: благодаря специальным боевым тренировкам экстремальная ситуация становится для бойцов нормой. Как это ни парадоксально, но человек, действительно, привыкает ко всему. Он адаптируется к внешним неблагоприятным факторам.
В 2001 году, вспоминают бывалые бойцы, был получен приказ совместно с сотрудниками оперативных служб задержать членов банды, занимавшейся разбоями. Вот тогда-то и понадобились наработанные сноровка, знания и смелость. А в 2003 году арлановцы участвовали в операции по задержанию членов организованной преступной группы, занимавшейся перевозкой наркотиков. И с этой работой ребята достойно справились.
Работа в спецназе сильно отличается от работы в других подразделениях полиции. Здесь все другое: и сама атмосфера, и даже внешность сотрудников. Все как на подбор: спортивные, накаченные. Почти все мастера и кандидаты в мастера по тому или иному виду спорта.
— Наши ребята часто принимают участие в различных соревнованиях по разным видам единоборств. Не раз становились чемпионами области, республики и мира, — говорит командир подразделения.
Было бы неправдой сказать, что все, кто приходит в спецназ, с легкостью справляется с этой «нестандартной» работой.
— Безусловно, бывали парни, которые не выдерживали работы, но такие люди отсеиваются на самом первом этапе. Здесь надо четко понимать: мы — команда. Каждый из нас прикрывает друг другу спину, поэтому, если видно, что новый сотрудник психологически не справляется с работой, то не только психологи и руководство, но и личный состав это отмечает. В результате человека переводят на более спокойную, менее стрессовую должность, — поведал Курмет Кабдушев.
Тактика, огневая, инженерная, медицинская, топография, десантно-штурмовая и, конечно, физическая подготовка — то, чем постоянно занимаются и чему обучаются бойцы спецназа. Здесь нет деления на теоретиков и практиков: даже если ты искушен в тактике, ты должен при этом уметь физически преодолеть марш-бросок со всем снаряжением.
— Многие думают, что спецназовцы «твердолобые», «башкой стену пробивают», — улыбается Курмет, — но чтобы пробить стену — надо этой самой «башкой» сначала очень хорошо подумать и все рассчитать. Спецназ всегда действует четко и быстро именно потому, что заранее продуман каждый шаг.
На вопрос, не хотел бы Курмет поменять профессию на более «мирную», он ответил однозначно — «нет».
Бойцы спецназа верны долгу, присяге и своему народу, с честью и достоинством несут нелегкую службу в органах внутренних дел. Молодые сотрудники полиции восхищаются их смелостью, берут пример с бойцов элитного подразделения.
Кайрат АБЕНОВ.
Фото из личного архива ПСН «Арлан».