Радость жизни в чистом виде
27 марта отмечали Всемирный день театра (World Theatre Day), установленный в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI). Ежегодно этот день отмечается Центрами ІТІ и международными театральными обществами…
В нашей области действуют два государственных профессиональных драматических театра, на сценах которых, по данным облдепартамента статистики, поставлены 530 спектаклей, из них гастрольных и выездных — 22,8% (121 спектакль).
В 2013 году актерскими труппами подготовлена 21 премьерная постановка, которые посмотрели 71,5 тыс. человек.
Если овация — это «бурные аплодисменты, сопровождающиеся криками «браво», «брависсимо», то именно овациями зрителей завершился премьерный показ спектакля «Примадонны» в областном русском драматическом театре.
Жанр пьесы бродвейского драматурга Кена Людвига обозначен как «авантюрная комедия», и не стоит пересказывать ее содержание. Это просто веселая история с музыкой, зажигательными танцами и шутками, переодеваниями мужчин в женщин…
Уверена, что любители и знатоки кинематографа уже вспомнили и в «Джазе только девушки», и куда более поздний голливудский фильм «Тутси». Да, между этими фильмами и пьесой много общего: искрометный юмор, забавные ситуации, в которые то и дело попадают герои и предвкушаемый, ожидаемый, желаемый всеми — хеппи-энд.
К несомненным достоинствам и пьесы, и ее постановки на кокшетауской сцене следует отнести то, что, буквально балансируя на грани китча, часто присущего культуре массовой, пошлости мы не увидели, сальных шуток не услышали. Напротив, со сцены так часто, так уместно и так красиво звучали цитаты из произведений Шекспира, что захотелось перечитать и «Гамлета», и «Двенадцатую ночь»…
Те зрители, которые приходят в театр не в поисках глубоких смыслов и подтекстов, которых в пьесе «Примадонны» просто нет, а чтобы от души порадоваться и посмеяться, насладиться вдохновенным актерским творчеством, не ошиблись. Все желаемое получили сполна. А, судя по реакции зала, пришедших на спектакль, чтобы отдохнуть, просто приятно провести вечер зрителей было большинство. По мере развертывания действия аплодисменты звучали все чаще, смех становился все громче и непринужденнее.
К середине спектакля возникла такая «цепная реакция» — чем живее и непосредственнее реагировали зрители, тем задорнее и ярче играли актеры, заряжаясь положительной энергетикой, идущей от зала.
Тетушка Флоренс, «заварившая кашу» с мнимым наследством для мнимых племянниц в исполнении Нургуль Джунусо-вой, буквально молодела с каждым появлением на сцене, на глазах из немощной, трясущейся старухи превратилась во вполне моложавую даму, умирать вовсе не собирающуюся.
Заслуженный работник культуры РК Виктор Крылов, сыгравший колоритного доктора Майерса, органичен и в словесных баталиях, и в хореографических этюдах, и довольно щепетильных ситуациях, неизбежно присутствующих в «комедии положений».
Очень впечатлил Валерий Вальдер, исполнивший весьма немногословную роль сына доктора Майерса — Буча. Великолепной пластикой, жестами, мимикой он сумел передать характер своего героя, вызвать в зале доброе отношение к нему.
Богдан Пынка передает занудство и двуличие пастора Дункана, не выходя за границы комедийного жанра.
Ну и, конечно, только похвал заслуживает игра исполнителей центральных ролей спектакля — Оксаны Науменко, Владимира Овчинникова, Андрея Владимирова, Олеси Крыловой.
«Актеры сами получают наслаждение от спектакля, они просто упиваются своими ролями», — эти слова зрительницы Галины Марченковой — о них и обо всем слаженном актерском ансамбле.
— Спасибо режиссеру-постановщику Василию Гречанникову, всем актерам за сегодняшний вечер, за полученное удовольствие, — говорит руководитель областного управления культуры Базарбай Мухамеджанов. — Люди очень устали, на нас ежедневно обрушивается поток информации, и преимущественно, она носит негативный характер. Девальвация недавняя тоже позитивных эмоций не вызвала, украинские события держат в напряжении… А тут на два часа обо всем забыли, отдохнули и, вероятно, завтра на все происходящее многие будут смотреть сквозь призму юмора, мощный заряд которого получили на премьере.
На протяжении всего спектакля звучит великолепная музыка в стиле рок-н-ролл, актеры танцуют в этом стиле. И, если вспомнить, что в буквальном переводе этот термин означает «качайся и катись», то, конечно, с долей условности осмелюсь заключить, что и спектакль в целом выдержан в этом стиле. Ведь по одному из известных сравнений «Рок-н-ролл — это радость жизни в чистом виде».
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
По нраву публике
На подмостках Кызылординского областного казахского драматического театра им. Н. Бекежанова поставлены три пьесы нашего земляка, кокшетауского писателя, драматурга, режиссера, акына Баянгали Алимжанова.
В январе на сцене театра показан детский спектакль-сказка «Мальчик, победивший Джалмауз» (реж. Онталап Нурмаханов). В феврале кзылординцы увидели комедию «Самая красивая — моя Менслу» по пьесе «Қаптан шыққан кара қыз» — «Смуглянка из мешка», которую поставил режиссер Сымбат Алишеров. И, наконец, на наурыз — детский спектакль-сказка «Алтын нокта» -«Золотая уздечка».
Словом, произведения талантливого кокшетауца пришлись по вкусу южной публике. Так, в апреле казахский драмтеатр ЮКО им. Жумата Шанина готовит премьеру пьесы Б. Алимжанова «Ойран» — «Разрушение», рассказывающей о разрушительном влиянии на людей современых сект.
К слову, наш земляк пробовал свои силы и в режиссуре. Его фильмы «Аран» и «Асау толқын» — «Бурная волна» пользуются большим спросом в интернете, найдя живой отклик у зрителей.
Кроме того, буквально на днях в столичном издательстве «Фолиант» вышла его книга стихов и поэм « Өмірдің өзі…» — «Жизнь это…»
Рахим БЕКОВ.
Кто спасет мертвую царевну
«Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут гранит науки», лечат кошек, собак. Вы врете, если говорите, что нет такой больницы, что я ее придумал. Она есть», — с такого описания места, где происходит действие, начинается пьеса драматурга Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне». И есть в этой больнице дальняя проходная комната. Она находится рядом с черным входом. Комната, как комната. Правда, без окон.
«Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левомуглу-болыиая русская печь. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом. Везде по стенам — нары» — это уже Максим Горький лаконично описывает жилище обитателей пьесы «На дне».
Аналогия между «Сказкой о мертвой царевне» Николая Коляды и пьесой классика советской литературы возникает буквально с первых минут спектакля, еще до того, как один из действующих лиц Виталий говорит со страхом озирающемуся по сторонам случайно попавшему сюда Максиму: «Я тебе дно жизни показываю».
Дно жизни 21 -го века отважились показать в Акмолинском областном русском драматическом театре. Именно отважились, потому что и режиссер-постановщик — заслуженный деятель культуры РК Ольга Луцива, и весь творческий коллектив театра наверняка предвидели неоднозначную реакцию зрителей.
— Мы буквально содрогались от жаргона, от нецензурщины, которая звучала со сцены. Но во второй половине пьесы или ее стало меньше, или мы перестали обращать на это внимание, — говорили после спектакля супруги Дробышевы. — Увидел и и профессионал изм актеров, и за душу брало. Но, когда идешь в театр, хочется чего-то высокого, чистого.
Признаюсь, была несколько удивлена тем, что видение этой супружеской пары совпало с восприятием людей молодых. Альбина и Дмитрий Карасевы (им нет и 25-ти):
— Спектакль нам понравился. Но было неожиданным услышать со сцены столько нецензурных слов. Было немножко неловко. Мы думали, а, если бы в зале сидели наши мамы… Им бы не понравилось, что мы смотрим такое.
И нельзя не воспроизвести на сцене слова автора пьесы, с успехом прошедшей не только на подмостках театров постсоветского пространства, но и в некоторых странах дальнего зарубежья. Отрадно, что многие из этих грубых слов вызывают неприятие театральных завсегдатаев. Но, увы, их произносят люди, которые в театры не ходят, но живут рядом и вместе с нами. Живут, как могут, другой жизни они не видели, другим словам учиться им было не у кого.
«Никогда счастливых не видела», «Пью, чтобы протрезветь», — говорит главная героиня спектакля Римма. Она работает в ветлечебнице, тут же и ее дом. Ее и самого близкого ей существа — собаки Ланы. Римма выполняет особую работу — убивает больных животных. И не только потому, что никто кроме нее делать это не хочет. Ее не покидают мысли о смерти. Откуда эти, как мы говорим сегодня «суицидальные наклонности», долго гадать не приходится. Убогость бытия, отчаянное одиночество некрасивой, ни кем не любимой девушки, затерявшейся в непростом и жестком мире, разобщенной не только с людьми, но и с собой. Примитивная, косноязычная речь, набор когда-то услышанных штампов: «Цели ясны, за работу, товарищи», — так она периодически подбадривает себя. И какже изменяется ее лицо, голос, когда Римма читает наизусть: «И в хрустальном гробе том… Спит царевна вечным сном». Возможно, это единственная сказка, которую ей прочитали в детстве. И мечта о принце, который разбудит ее, спасет от страшного настоящего, уведет в совсем иное будущее — главная и единственная мечта. Но, увы, жизнь Риммы и ее трагический финал далеки от сказки. Принца не нашлось. Не стал им и случайно пришедший в убогое жилище красавец Максим. Он приходит в ужас от увиденного, говорит об этом, не щадя Римму, уходит. Возвращается в новогоднюю ночь, но не для того, чтобы спасти ее, а найти спасение самому. Спасение от мыслей о предательстве, о смысле жизни: «Вот эта вся глупость. Суета… вот эта… ерунда вся, это вот все — настоящее, дано нам, чтобы жить, да? Да? Да?». Своей отчаянной открытостью, своим бесстрашием перед «последними вопросами» Римма что-то «сдвинула» в душе этого мужчины. И у него также начинает болеть душа. «Я ведь вижу, что плохо живу», — эти слова главной героини теперь произносит и этот по всем меркам благополучный женатый человек.
Смотреть или не смотреть столь нелегкий для восприятия спектакль, каждый решает сам. Убеждена, что смотреть надо. Потому что не только из красивого и возвышенного состоит наша жизнь.
Также считают и многие из зрителей премьерного показа. Ирина Борткова, Людмила Агафонова, Марина Лямина говорят о том, что «в жизни каждого может случиться любое, даже самое страшное. Все, что мы увидели в спектакле, есть и в жизни. Нельзя забывать об этом, оставаться в стороне. Надо быть внимательнее к своим и чужим детям. Ведь все идет из семьи».
Не закрывать глаза на проблемы современного «дна», существующего в самом благополучном обществе, пытаться понять трагедию их обитателей, помочь им, не допустить того, чтобы там оказались близкие и не очень близкие нам люди… К этому нас призывает очень неоднозначная, непростая и для понимания, и для постановки пьеса Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».
Светлана ЗОРИНА.
«Гвоздь сезона»
Церемония чествования победителей в творческом конкурсе с таким символическим названием стала центральной на вечере, посвященном Международному дню театра в областном русском драматическом театре.
В номинации «Лучшая женская роль» победителем стала Анастасия Малицкая. Лучшим исполнителем мужской роли был признан Андрей Красноштанов. Он же стал обладателем приза зрительских симпатий. Среди спектаклей «гвоздем сезона» назвали «Ящерицу». Приза в номинации «Лучшая режиссерская работа» удостоилась главный режиссер театра Ольга Луцива за запомнившуюся зрителям постановку спектакля «Эдит Пиаф».Аактриса Людмила Недзельская, исполнившая роль легендарной певицы, стала обладателем премии «За лучшую женскую роль» Союза театральных деятелей Казахстана. Лучшей дебютанткой сезона была признана молодая актриса Александра Букреева.
Поздравить с праздником мастеров сцены пришли благодарные зрители — люди, которые, по словам председателя Сената Парламента РК Касым-Жомарта Токаева, в присланном им приветственном адресе, «именно в театральном искусстве находят ответы на трудные вопросы, вместе с актерами постигают вечные истины».
Ирина БАУДИНОВА.