Во время социально-экономической нестабильности особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, в первую очередь, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. У воспитанников детских домов — масса проблем, среди которых одна из основных -успешно влиться в современное общество.
Начало взрослой самостоятельной жизни — непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться втрудную минуту, который поддержит, найдет правильный выход. Сиротам и выпускникам детских домов приходится вступать во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детдомов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Большинство выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо хотя бы на первое время (два-три года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения. Оно поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты.
Исполняя поручение Главы государства, по инициативе Министерства образования и науки РК с апреля 2013 года реализуется проект «Планирование жизни и карьеры воспитанников детского дома». Основная его идея заключается в оказании поддержки воспитанникам детских домов через системную деятельность на основе государственно-частного партнерства. В рамках реализации проекта планируется на всех уровнях создать комплексную систему, единую цепочку профессионального устройства воспитанников: детский дом — колледж — предприятие, направленную на успешную социальную адаптацию выпускников детских домов и четкую систему отслеживания профессионального роста, индивидуальное проектирование жизни каждого воспитанника.
В рамках проекта «Планирование жизни и карьеры воспитанников детских домов» заключается договор о взаимном сотрудничестве по индивидуальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей между администрацией детского дома в лице директора, предприятием, учреждением профессионального образования.
По обязательству сторон администрация детского дома обязуется создать условия для успешного формирования жизненного и профессионального самоопределения воспитанников и разработать программу индивидуального постинтернатного сопровождения каждого воспитанника. Учебноеже заведение берет на себя обязательства по обучению воспитанников по определенным специальностям и организации социально-правовой защиты воспитанников детских домов в период обучения. Ну, а предприятие должно оказать содействие в оплате обучения воспитанников детского дома, обеспечении прохождения ими производственной практики и предоставлении молодому специалисту рабочего места, соответствующего его специальности и уровню подготовки.
Коллектив детского дома обращается к руководителям предприятий, компаний различных форм собственности с просьбой о взаимном сотрудничестве по индивидуальному сопровождению выпускников 2014 года — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вы можете проявить заботу и внимание к судьбам наших воспитанников, которые оказались втрудной жизненной ситуации. В вашей возможности осуществить их мечту, помочь им успешно адаптироваться в новой социальной среде, стать достойными гражданами нашей Родины.
Сагдат ТЕМИРБУЛАТОВ,
директор Жолымбетского детского дома №5.
Шортандинский район.