Овцеводство: реалии и перспективы

Проблема крупным планом
Овцеводство в нашем регионе всегда было одной из ведущих отраслей животноводства, поскольку является традиционно национальным, с большим потенциалом, обусловленным наличием обширных площадей естественных пастбищ. Тем не менее в своем историческом развитии отрасли пришлось претерпеть много неблагоприятных моментов. Один из них она переживает и в настоящее время, особенно, что касается тонкорунного ее направления.

В начале прошлого века в области в основном разводили грубошерстных овец. Однако быстро меняющиеся социально-экономические условия, стремительное развитие легкой промышленности в странах Европы привели к повышенному спросу на тонкую шерсть и предопределили усиленное развитие тонкорунного овцеводства, в том числе и в целом по Казахстану.

Благодаря большой работе ученых и производственников тонкорунное направление в овцеводстве преобладало во всех хозяйствах нашей области. Следует отметить, что производство тонкой шерсти составляло свыше 80%, причем большая часть ее экспортировалась в страны дальнего и ближнего зарубежья. В Кокшетауской сельскохозяйственной опытной станции, где содержались на фермах более 14 тысяч голов овец, рентабельность овцеводства в 1976 году равнялась 33,2%, 1977 — 38,6%, а 1978 году — 45%.

Такому успешному развитию тонкорунного овцеводства во многом способствовала хорошо отлаженная система селекционно-племенной работы, представляющая собой единый комплекс мер достижений науки и практики по улучшению племенных и продуктивных качеств животных. Однако реформирование агропромышленного комплекса при переходе к рыночной экономике, прекращение государственных заказов на продукцию овцеводства, особенно шерсти, привели к распаду крупных овцеводческих хозяйств и значительному сокращению поголовья. На начало текущего года по всем категориям хозяйств в нашей области насчитывались 411,2 тысячи голов овец, что составляет половину от прежнего уровня. Характерно, что 316,7 тыс. голов или 77 процентов от общего количества находится в подворьях населения, остальная часть — в КХ и фермерских хозяйствах. Практически все поголовье этих животных с грубой или полугрубой шерстью.

Расчеты показывают, что численность овец невысокая: на двух жителей области приходится по одной овце, а если во внимание взять и население столицы, то и того меньше. Оставляет желать лучшего и производство баранины. За прошедший год в регионе по всем категориям хозяйств забиты 199,6 тыс. голов, живой массой 7800 тонн, что составляет 10 процентов от произведенного в целом количества мяса говядины и птицы.

Кроме баранины овцы дают и шерсть. Однако эта ценнейшая продукция, к великому сожалению, не находит спроса. По отчетным данным, за прошлый год были настрижены по области 836,1 тонны, в том числе в хозяйствах населения — 704,2 тонны. Реализовано шерсти за год всего лишь 37 тонн или 4,4 процента от произведенной. Таким образом большая часть — почти 800 тонн этого ценнейшего сырья — осталась невостребованной. Это ненормальное явление, свидетельствующее о том, что в данное время, считай, овцеводством заниматься не выгодно. Селяне лишены возможности получать дополнительные дивиденды. Как специалист и бывший управленец, считаю, что руководителям и специалистам, причастным к отрасли овцеводства, назрела необходимость проанализировать состояние дел в этой отрасли животноводства, разработать и принять конкретную программу по переводу ее на производство тонкой мериносовой шерсти. Тем более, что на мировом рынке наметилась тенденция стабильного роста цен на шерсть более тонких сортиментов. Особенно ценится супертонкая, которая наряду с шерстью верблюда, альпака, ламы, гуапана и тонкого козьего пуха относится к категории «специальных волокон», используемых для выработки особо тонких высококачественных изделий. Спрос на более тонкие изящные шерстяные изделия с каждым годом на мировом рынке возрастает, и надо полагать, что производство шерсти тонких волокон будет так же неуклонно расти.

Если 10-15 лет назад, скажем, овцеводы Австралии производили сверхтонкой шерсти всего 8-9 процентов от общего объема, то сейчас такого сырья производится 45 процентов, в том числе 30 — тониной 18 мкм и выше, 15-18-21 мкм. Таким образом это направление в тонкорунном овцеводстве может быть весьма перспективным, актуальным и экономически оправданным.

Ненормальное положение складывается и с использованием овечьих шкур. За 2013 год их было получено во всех категориях хозяйств области 200 тысяч штук, из них на частных подворьях — 174,4, сельхозпредприятиях-17,5 тысячи штук. Из общего количества полученного сырья было использовано только 3,3 тысячи штук или 1,6 процента от поступивших. Реализованы через заготовительные организации 798 шкур, торговую сеть — 437 и на местное потребление — 2067. Остальное выброшено на свалки, что является безответственным расточительством стратегического сырья.

Сложившееся положение с использованием шерсти и кожевенного сырья требует своего решения. Ее производство должно основываться на организации целенаправленного закупа по государственному заказу, то есть на твердой поддержке со стороны государства. Необходимо разработать и ввести политику цен, предусматривающую реальную оплату за производимую продукцию в соответствии с ее качеством. Считаю целесообразным в каждом селе и ауле организовать переработку сырья, получаемого от овец. Для этого имеется возможность организовать семейные или кооперативные объединения по выделке шкур, переработки шерсти. Следует организовать сельские кооперативы по изготовлению шерстяных изделий из белой шерсти, войлока, свитеров, носков, перчаток и других товаров. А из выделанных овчин выпускать теплые полушубки, куртки, безрукавки и т.д. Мастеровые люди есть на селе, их нужно только организовать и заинтересовать. Следует не забывать, что наши деды, отцы и матери владели этим ремеслом. Если вспомнить военные и послевоенные годы, то тогда овца «одевала» и «кормила» сельское население. Как гласит поговорка: «Овцеводству альтернативой может быть только овцеводство».

Назрела необходимость возродить в полном объеме племенную службу и отделы по племенной работе, усилить работу дистрибьюторских центров, через которые координировать селекционно-племенную работу по регионам.

Кризис, который наблюдался в овцеводстве в период реформирования АПК при переходе к рыночной экономике, прошел. Последние годы заметен небольшой прирост поголовья, и овцеводство приобрело более устойчивый характер развития. В перспективе тонкорунное овцеводство в области имеет все предпосылки вновь стать ведущим. Его развитие диктуется не только тем, что возобновляет свою работу легкая промышленность страны, но и необходимостью обеспечения потребности нашего населения в добротных изделиях.

Исходя из демографического роста населения области и столицы республики, для обеспечения внутренних потребностей в шерстяных изделиях и товарах, необходимо значительно увеличить производство тонкой шерсти и в ближайшие годы поднять численность поголовья мериносовых овец. Замечу, содержание, кормление и уход за овцами с тонкой шерстью требует значительной заботы и человеческого труда, а также вложения материальных и производственных средств больших, чем в грубошерстное овцеводство. Общеизвестно, что чем больше вкладывается труда и средств в отрасль, тем выше экономическая отдача от нее. В прошлом году настрижено шерсти с одной грубошерстной овцы по области два килограмма, а годом раньше только 1,8. И это при том, что тонкорунные мериносовые овцы дают по 5-6 кг высококачественной востребованной на рынке шерсти.

Александр МЕЛЬНИК,
ветеран труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также