Честно говоря
Об этих людях говорить как-то не принято. Идущие по улице от них привычно отворачиваются, стараясь не замечать. А столкнувшись с кем-то из бомжей у подъезда, пытаются как можно быстрее захлопнуть перед их носом дверь, чтобы не пустить в свою сытую и теплую жизнь. И совсем редко кто подумает: а как он там, в морозы, на улице, ведь человек же? И еще реже хоть на миг представит себя или своего близкого в этой роли. Всем почему-то кажется, что это не про них..
Увы, это про всех. Всякое может случиться с каждым, сегодня ты на вершине, а завтра на самом дне жизни. Что далеко ходить: и среди нашей журналистской братии случалось подобное — и с самыми талантливыми, и известными, и в нашем же городе. Остаться без работы, обидеться на весь свет и уйти в запой, от которой один шаг до пропасти — это, оказывается, так просто. Удержаться на краю — тяжело, нужна воля, а еще чья-то протянутая рука.
Взяться за перо подвигла информация о пятидесятилетней женщине. Одинокая, грелась она в лютую стужу у костра в большом городе, и, заснув, получила ожоги, не совместимые с жизнью. Ее так и не смогли спасти. Сколько схожих историй по всей стране мы услышали только за эту зиму! Еженедельно сводки сообщали о найденных на улицах трупах. Впрочем, как и в предыдущие зимы, тоже. И мы все это слушали и молча проглатывали. И после этого мы, люди?! Когда же, наконец, в нас проснется человеческое сострадание, и мы подадим этим бездомным, пусть и падшим, свою спасительную помощь?
Сообщение о том, что в одном из регионов женщина в лютый мороз приютила в холода 12 бездомных, согрело душу. А что можем мы?
— Нужна теплая одежда, обувь, еда, всех неравнодушных ждем к себе в помощники, — тут же отвечает на мой вопрос Нурлан Айсин, возглавляющий в Кокшетау службу спасения бездомных — центр адаптации лиц без определенного места жительства. — Кроме стационарного, теперь у нас открыто еще и отделение ночного их пребывания, где есть крыша, но нет ни вещей, ни еды. Мы их не предоставляем, а потому говорим всем неравнодушным к проблеме: вот этим людям с улицы, приходящим к нам на ночь погреться, сегодня реально нужна самая различная помощь. Число их в морозы растет, с этой целью мы вместе с полицейскими объезжаем весь город. И порой у нас места не хватает. Ставим вопрос о строительстве типового здания. А еще обращаемся к социальным службам, чтобы, наконец, решили проблему устройства абсолютно всех бездомных инвалидов в МСУ, сегодня туда не берут безногих даже с третьей группой. А куда же им тогда идти после нас — на улицу опять? У нас в центре срок пребывания ограничен, мы помогаем человеку с документами, направляем на лечение, а дальше с ними должны все-таки работать социальные службы, а не отворачиваться от них, будто такой проблемы нет. Она есть.
А как приходят на помощь бездомным другие? Смотрю в интернете: чиновники соседней области проявили креативность мышления, открыв для них двери бомбоубежищ бывших оборонных заводов, предназначенные для эвакуации руководящего состава. Правда, вышел казус, прожив два месяца, бомжи были оттуда спешно изгнаны, поскольку стали продавать теплые одеяла, полученные из гуманитарной помощи и покупать на вырученные деньги водку. Получается, что с организацией толком не продумали, хорошее дело до конца не довели.
А в Москве этой зимой православная церковь запустила первый пункт обогрева для бездомных. Ангар «Спасение» вмещает до 50 человек. Здесь можно помыться, поесть, получить одежду и помощь в восстановлении документов. Дежурный соцработник разработает план индивидуальной реабилитации. Бездомного накормят горячей едой и окажут первую медицинскую помощь. Обратила внимание на объявление: «В ангаре по-прежнему не хватает продуктов: быстрорастворимой лапши (или пюре), пакетированного чая, нарезанного хлеба, тушенки, сахара и одноразовой посуды. А также добровольных помощников и средств на отопление». Подумалось, это же такая малость, и если равнодушным не окажется один человек, другой, то и проблемы не будет…
Подобные добрые инициативы действительно могут кому-то спасти жизнь. И не обязательно бомжу. Ведь как еще бывает: выпил человек с незнакомыми, а его обокрали, или он был обманут работодателем, остался без денег, телефона, документов. А на дворе стужа. Получить обморожение, быть избитым или просто пропасть в неизвестном направлении в этом состоянии проще простого. Оборудовать же убежище для таких вот бедолаг, как и для тех же опустившихся бродяг, кого никто не любит и стараются на улицах не замечать, это еще и благородно. Вот оно — поле реального дела, когда ты не только свою, но и чужую душу можешь спасти. Не зря же говорится, что тот, кто накормит голодного, принимает бездомного — принимает самого Бога, и может надеяться на Его милость…
P.S. Ну, а людям действительно неравнодушным сообщаем адрес для оказания спасительной помощи обитателям местного отделения ночного пребывания: г. Кокшетау, ул. Саина, 28, тел. 77-02-61. Им, как уже говорилось, нужны вещи, продукты и уход за тяжело больными. Сообщите этот адрес также всем тем, кто в нем нуждается.
Александра МЯКОТА.