Герой труда
Частенько вспоминаю кукурузное поле Адама Сауэра в бывшем совхозе «Красный флаг». Плантации «королевы», как тогда почтительно называли эту культуру, занимали без малого тысячу гектаров. Растения вымахивали выше любого аульного мужика. Поле выглядело настоящим густым лесом. Вошли в посадку — прохладой березняка повеяло, протиснуться по междурядьям было непросто, по несколько здоровенных початков топорщились на каждом стебле.
«Силоса запасем на два года, при том, что молочная фермау нас разрослась», — рассказывал Адам Иванович.
Сын знаменитого кукурузовода Иван в то время был бригадиром полеводческой бригады, гордился успехами бати. Приходя поздно домой, слышал частенько наставления отца: ни одна культура не должна чувствовать себя чужой, мачехой.
Сын мотал на ус те наставления и тоже многое делал, чтобы пшеничка чувствовала себя на его просторной ниве настоящей хозяюшкой. На страницах районной газеты «Призыв», помнится, появилась его публикация о необходимости совершенствовать знаменитые «Кировцы». Они приносили большую пользу, но колеса слишком уплотняли почву. Трактористы поругивали конструкторов за излишнее давление, которое в какой-то степени умертвляло гумус. Сам министр тракторостроения СССР И. Синицын ответил молодому бригадиру и дал целый ряд поручений конструкторам, потребовал прислушаться к критическим сигналам с целинного поля Сауэра. Ныне нагрузка колес на почву особо учитывается при обретении любой сельхозмашины, независимо в какой бы стране техника ни изготовлялась.
Отцовско-материнские разговоры с сыновьями во многом высветили жизнь Ивана Адамовича Сауэра, ныне знаменитого во всем Казахстане и за пределами нашей страны агрария.
Старший Сауэр частенько повторял:
— Заруби себе, Ваня, в свою память мой девиз: «Какой мерой меряешь, такой и тебе отмерится».
Однажды отец спросил, что, мол, для тракториста является главным на пахоте. Конечно же, вкусный полевой харч. Хорошая повариха кормежкой заряжает пахаря особой крепостью.
— А у меня другое мнение. Механизатор должен садиться в кабину трактора в чистейшей рубашке. Не экономьте стиральный порошок. Свеженькая, отутюженная гимнастерка — признак подтянутости. Механизатор в просоленной десятью потами робе напоминает мне немоющегося медведя, только вылезшего из своей берлоги после зимней спячки. Вот такие лекции частенько выслушивали дети в горнице.
— А, между прочим, меня до сих пор тянет в наш аул, где я получил первое трудовое крещение и проходил первую отцовскую школу землепашества. Наверное, нами всеми управляют какие-то внутренние, духовные порывы, — говорит Иван Адамович.
— Еду я как-то из райцентра, нажал на газ и не заметил, как оказался у родного отцовского дома. Поверьте, слеза навернулась. Там, уже в то время, улицы были покрыты асфальтом, к домам подведен водопровод, действовало центральное отопление. Мамочка родная! Куда это все подевалось, сплошное разорение! Утром в это село заезжают пять автобусов и увозят людей в Астану. Многие устроились в «Зеленстрой» или выполняют черновую работу на стройках, а в хозяйстве работать некому. Представляете, в то время там был детский сад на 140 мест, даже фундамент этого здания выкопали и увезли…
Несомненно, многих раздирает любопытство, связанное с приездом на финише этого года Нурсултана Абишевича Назарбаева в агрофирму «Родина». Это, конечно, большая честь всему коллективу.
— У меня и раньше были встречи с Президентом. Они проходили и на полях, и на различных совещаниях, которые проводятся в Астане, в которых я участвовал. Кстати говоря, первая встреча состоялась в августе 1989 года. Нынче мы отметим 20-летие очень важного события, когда Президент дал курс начала осуществления нашим задумкам. Нынешняя поездка Президента меня поразила его глубоким видением тех изменений, которые произошли именно в нашем селе, ясным чутьем сегодняшнего состояния души сельчан. Он называл многие цифры достигнутых результатов, похвалил за высокий уровень жизни.
На молочном заводе Нурсултан Абишевич отведал выпускаемый кефир.
Не от каждого приезжающего высокопоставленного лица услышишь это благодарственное слово «спасибо».
За годы управления Иваном Сауэром агрофирмой деревня, которая считалась самой отсталой и называлась «загибаловкой», превратилась в милый агрогородок. Каждый год в развитие этого села и поднятие уровня жизни людей хозяйство вкладывает огромный капитал. Оно очаровывает своей красотой всех, кто сюда приезжает. Объекты растут, как грибы.
Обо всем этом директор рассказал Президенту страны. В течение этого лета осуществлена реконструкция детского сада. Детишки спели Президенту песню и показали танец. Буквально за два последних осенних месяца появилась первая улица нового микрорайона «Жастар». Все дома, а строительство каждого обходится в 12 миллионов тенге, будут принадлежать исключительно молодым семьям. Молодежь должна постоянно чувствовать о себе заботу. Неспроста директору агрофирмы пишут многие специалисты, имеющие золотые руки, с просьбой принять их на работу в этот прославленный коллектив.
А результаты ошеломляют. Вот что рассказал Президенту Иван Адамович:
— Мы стабильно производим объем продукции, независимо урожайный ли год или неурожайный. Три года подряд мы производим продукцию в объеме 2,5 млрд. тенге, производительность труда — 35 тыс. долларов на одного работающего. Частенько к нам приезжают европейцы, прожженные капиталисты. По нескольку раз переспрашивают эту цифру, ахают, мол, чего азиатская цивилизация добилась.
Нурсултан Абишевич похвалил за то, что 35% валового продукта — это продукция животноводства. В этом году богатый урожай дал подсолнечник, кукурузного силоса припасено почти на три года. Вот она диверсификация полеводства не на словах, а в конкретных делах.
Президент порадовался процветанию села, нажитому за все эти годы добру. За всем этим, конечно же, людская преданность земле, творческое отношение к крестьянскому труду. Перемены не совершались в одночасье, не свалились с небес.
— У нас действует принцип: заработал деньги — половина вкладывается в развитие производства, половина — в социалку, для повышения житейского уровня, — сообщает гендиректор. — За лето здесь отстроили библиотеку с просторным читальным залом, с хранилищем на несколько десятков тысяч книг. На видном месте выведены слова А.С. Пушкина: «Чтение — вот лучшее учение». К концу года по соседству с библиотекой откроется салон красоты. Так что милые сельчанки смогут удивлять здешних мужичков прическами, маникюрами и запахом «Диора».
— Женщина и на кухне должна выглядеть женщиной, — частенько повторяет Иван Адамович.
Посещение Лидером агрофирмы «Родина» должно заставить нас всех задуматься: как выполняются его указания — неуклонно повышать качество жизни каждого казахстанца.
Обращаясь к представителям большого и малого бизнеса, он не раз говорил:
— Многие из вас достигли успешного положения, разбогатели. Помогите тем, кому живется скудно и у которых не все ладится. Помогайте большим семьям, старикам, детям. Не крохоборствуйте. Умейте видеть всегда перед собой человека.
Докладывая Президенту о жизни людей, Иван Сауэр сообщил, что средний заработок в полеводстве достиг 150 тысяч тенге в месяц, в животноводстве — 100 тысяч. К этому необходимо добавить тринадцатую зарплату по итогам года, а нынче генеральный директор издал приказ о начислении ежегодно еще одного оклада — четырнадцатого, Президентского. Социальный пакет довольно высок: за воду и тепло взимается всего лишь 40% стоимости. За продукты питания сельчане платят 20% их себестоимости. Булку хлеба в магазинах продают по 25 тенге практически все годы директорства Ивана Сауэра, пакет молока покупают по 80 тенге, картофелем всех снабдили по цене 20 тенге за килограмм. Людям открыты все дары сада: по самой низкой цене покупают клубнику, малину, вишню, смородину, овощи. Все льготы распространяются на 117 работающих в селе бюджетников и проживающих здесь 230 пенсионеров. Появилась влюбленная парочка — получай жених и невеста по 100 тысяч тенге на свадьбу, родила мама ребенка — получай 100 тысяч тенге за гражданина страны. В этом году родились 20 детишек. Сауэр заметил, что с радостью раскошелится на 2 миллиона тенге по этой солнечной статье расходов. Рождение ребенка — праздник села. И еще одну удивительную черту президентского характера почувствовал Иван Адамович — умение связывать громадные госдела с конкретными судьбами человека. С какой-то внутренней теплотой он расспрашивал о семье, второй «половинке», чем занимаются дети, обласкан ли дедушка внучкой Элеонорой, фотоснимок которой стоит в рамочке на письменном столе. Директорское беспокойство — каскад терпения, бесчисленных забот о других. Порой, действительно, внимания может не хватить своим родным и близким.
— Женщина, — размышлял Президент, — и сестра, и жена, и мать носят в душе великую силу и великие страдания. Ее душа наполнена светом. Дети — наши наследники, продолжатели нашей жизни, и мы должны развивать интерес к этой жизни. Мы с тобой, Иван Адамович, делаем все для того, чтобы было так и только так.
Вот и подошел Новый, 2014-й год. Иван Адамович говорит, что Лидер зарядил агрофирму новыми замыслами, целями. Под занавес ушедшего года Нурсултан Абишевич прикрепил на лацкан пиджака Ивана Сауэра Золотую звезду Героя труда. Сколько позолоты хлебных нив за сверканием золота этой звезды?
Село Родина в сверканье новогодних огней. Минувший год принес людям душевное удовлетворение достигнутым.
Спросил у Ивана Сауэра, подобрал ли он слова для новогоднего тоста. Вот они:
— За удаль крестьянскую, за любовь земную. И, конечно же, за счастье в каждом доме!
Михаил ГОЛЬДБЕРГ.
Целиноградский район.