По слухам и авторитетно
В село Жылымды Зерендинского района зачастили проверяющие и ветинспекторы, а поводом стали жалобы жителей на падеж мелкорогатого скота.
В специальную комиссию вошли представители Комитета ветеринарного надзора и его областного ведомства. Присоединились к ним сотрудники акиматов и других контролирующих органов. Еще бы, причина веская — селяне заявили, что мрет скотинка по неизвестной причине и в больших количествах. Назывались цифры: сто голов и более.
Сегодня в частных подворьях села Жылымды содержатся 896 голов мелкого рогатого скота, паслись они в трех гуртах. Хотя, пути их неоднократно пересекались, падеж был выявлен только в одном. То есть, если и была бы какая зараза, то получалось, что она странно локальная и избирательная. В подозрительной отаре опять же не все из 210 голов овец выглядят истощенными и больными. Лишь десять из них похожи на ту паршивую овцу, что портит картину и показатели.
Общий вид ничего не дал проверяющим и они пошли по дворам. И тут их ждали неприятные открытия. Одна из безвременно павших овечек была у сельчанина Н. (назовем его так). Когда специалисты осмотрели сарай, где содержалась скотинка, то не позавидовали участи не только павших баранов, но и тех, что содержались в таких условиях. На одиннадцати квадратных метрах ютились тридцать три овцы. Сказать, что помещение, где содержатся овцы, не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям, значит, ничего не сказать. От запаха аммиака глаза режет, хоть караул кричи. Ни окон для вытяжки газа от многомесячных отходов животных, ни нормального ухода.
У другой владелицы овец последний случай падежа был еще 16 октября. Хозяйка о нем сообщила ветеринарному инспектору сельского округа. Овцу вскрыли и патологический материал отправили в областную ветеринарную лабораторию. Точно так же поступили с павшей овцой другого жылымдинца, результаты анализов были отрицательными. Согласно акта экспертизы № SO-13C14-03105-A-D от 27 ноября 2013 года возбудителей брадзота, пастереллеза, анаэробной энтеротоксемии не выделили.
Еще у одной селянки пали две головы от диспепсии, но к ветеринарному врачу она не обращалась, так что скотина сама по себе перестала поносить.. .
Госветинспектор Булакского сельского округа Болат Сулейменов рассказывает, что в середине ноября он выявил двадцать две головы с клиническими признаками расстройства желудочно-кишечного тракта (диспепсия), истощенных и больных. Их отделили от общего гурта и стали лечить. Со слов владельцев состояние животных заметно улучшается.
Со слов жителей села Жылымды с июня пало якобы 90 овец, но по данным ветеринарно-санитарного инспектора и ветеринарного врача сельского округа нашли только 14 голов на скотомогильнике. Куда делась почти сотня «павших» баранов?
Вывод из проверки: падеж и заболевание скота — следствие несвоевременного обращения жителей села к ветеринарным специалистам. К слову при клиническом осмотре отары овец установлено, что у большинства животных из-за несвоевременного оказания ветеринарной помощи заболевание желудочно-кишечного тракта перешло в хроническую форму. Отсюда такой истощенный вид у неухоженных животных.
Областная терринспекция вышла с предложением в вышестоящий орган — Комитет ветеринарии МСХ РК — о внесении дополнения и изменения в Устав ГКПнаПХВ по оказанию услуг населению по лечению животных. Пока это на безвозмездной основе вменили ветинспекторам на местах.
Светлана АГУЗАРОВА,
специально для «АП».