По слухам и авторитетно
Вопрос ветеринарной безопасности в животноводстве остается одним из самых актуальных. Ветеринария как наука обязана предупреждать возникновение и распространение инфекционных заболеваний скота, наносящих ущерб отдельным предприятиям, отрасли в целом. Об этом и многом другом в интервью «АП» рассказал главный санитарно-ветеринарный инспектор области Манат АБДРАХМАНОВ.
— Манат Айткожинович, какова эпизоотическая ситуация на территории региона.
— Я бы сказал, что ситуация вполне благополучна благодаря постоянной работе, направленной на профилактику особо опасных и хронических заболеваний у сельскохозяйственных животных. С начала 2013 года на заболевание бруцеллезом было исследовано более 273 тысячи голов крупного рогатого скота. Выявлено положительно реагирующих две тысячи голов, в процентном отношении это 0,8%. Весь этот скот направлен на санитарный убой. Надо сказать, что мясо таких животных (еще не больных) может идти в переработку без ограничения. Важнее продезинфицировать очаги, каждый квадратный сантиметр подворья, где содержалась скотина, чтобы не допустить распространения заболевания. Единичные случаи бешенства, туберкулеза были, но распространения заболевания удалось избежать.
— По статистике около семидесяти процентов поголовья КРС, лошадей и овец приходится на частный сектор. Доходит ли туда ветеринарный контроль?
— Сейчас в области реализуется пилотный проект по идентификации сельхозживотных. Вся живность, содержащаяся в частных подворьях, ставится на учет в базу данных. В ухо закрепляется специальная бирка. Кстати, их качество улучшилось, бирки почти не теряются. Работа эта довольно кропотливая, требующая много времени, но без нее невозможен контроль ветеринарной безопасности. К тому же она помогает выяснить, сколько же в реальности буренок пасется на акмолинских землях.
КРС, овцы, верблюды стопроцентно идентифицированы. На каждую голову заведен ветпаспорт, куда вносятся данные о прививках и результаты анализов по заболеваниям. Не закончена работа по таврированию лошадей. Процесс довольно трудоемкий, таврированы более 50%, но до конца года мы намерены паспортизировать все поголовье. На тело лошади наносится шестнадцатизначный цифровой код.
— Еще свежо в памяти уничтожение более 700 голов австрийских коров симментальской породы в Северо-Казахстанской области в феврале текущего года, зараженных вирусом Шмалленберга. В Акмолинскую область тоже завозится скот из-за рубежа и других регионов Казахстана. Как же избежать подобных «проколов»?
— Любое перемещение сельхозживотных строго контролируется. Буквально в июле нынешнего года была попытка ввоза на территорию области 96 голов КРС с юга страны. Скот поставили на карантин, но документов так и не нашлось. По положению, регламентированному Таможенным союзом, животные без подтверждающих документов подлежат уничтожению. Все 96 голов были уничтожены. Проблемы с несанкционированной перевозкой скота в основном в районах, прилегающих к Астане. Районным ветеринарным инспекторам приходится быть очень бдительными.
Завершается исследования скота на заболевание бруцеллезом, туберкулезом, бешенством и т. д. К счастью, особо опасных инфекционных заболеваний, таких как ящур, сибирская язва в Акмолинской области не зарегистрировано.
Что касается ввоза КРС из других стран, то в этом году завезли более 600 голов. Фермер, желающий приобрести скот за границей, делает запрос в ветинспекцию. К делу подключаются наши специалисты, дают консультации, рекомендуют, на что обратить внимание в первую очередь. Ни одна сделка не проходит без участия нашего специалиста, т. е. ветинспекторы специально командируются за границу. Перед отправкой скот находится в карантине не менее месяца, по прибытию в Казахстан — опять месячный карантин. За это время проводится необходимая ветери-нарно-санитарная профилактика, забирается кровь на исследование. Если все анализы отрицательные, карантинное содержание снимается. После чего КРС запускается в общие базы. В текущем году ни одну больную голову не пропустили.
— Каково материально-техническое оснащение ветслужбы?
— В этом году нам выделено более 940 миллионов тенге для ветеринарных пунктов. Государственная поддержка колоссальная. Например, в распоряжение ветинспекторов на местах передали 217 автомашин «Нива» и пикапов «SsangYong». То есть ветврачу сельского округа не нужно бегать в поисках транспорта, он садится на свой служебный внедорожник и добирается туда, куда нужно. В семи районах появились мобильные инсинизаторы для кремации трупов животных. Ветеринарные пункты оснащаются холодильниками, другим оборудованием. Скотомогильники, так называемые ямы Беккера, постепенно уходят в прошлое. Высокие температуры печек уничтожают заразу без остатка. На следующий год планируем приобретать для ветврачей прицепы для перевозки скота, что также облегчит работу.
— В программе по развитию агропромышленного комплекса РК «Агробизнес — 2020» записано, что строительство сети ветеринарных лабораторий в Казахстане — один из приоритетов. С 2013 по 2015 год на строительство ветеринарных лабораторий и их материально-техническое оснащение планируется выделить 11,5 млрд. тенге по всей республике. Лаборатории должны появиться чуть ли не в каждом районном центре. Есть ли подвижки в этом направлении у нас?
— Конечно, есть. Строительство одиннадцати однотипных модульных ветеринарных лабораторий началось в прошлом году в Бурабайском, Енбекшильдерском, Аккольском, Шортандинском, Ерейментауском, Сандыктауском, Егиндыкольском, Атбасарском, Жаркаинском, Есильском и Астраханском районах. Это двухэтажные здания из сэндвич-панелей с полностью автономным отоплением и водообеспечением.
Стоимость одной — порядка 125 миллионов тенге. Семь лабораторий приняты рабочими комиссиями, впереди госприемка. До концагода будут сданы остальные четыре. Оборудование там будет самое современное, позволяющее производить самые сложные исследования. Причем очень быстро и точно — экспресс методом.
— На Ваш взгляд, в чем «слабые места» в ветеринарии?
— Успехи у отрасли очень серьезные, ветеринария шагнула далеко вперед. Есть где работать, есть чем работать, при этом не нужно ходить пешком, но не хватает ветеринарных врачей на местах. В целом из 247 сельских округов ветврачами укомплектованы чуть более 80%. Ставим соответствующие вопросы перед министерством сельского хозяйства. Например, программа «С дипломом — в село». Она действует, гарантируя молодому специалисту неплохие пре-ференции. Но молодежь по-прежнему стремится в город, на худой конец в райцентр.
— Какими Вам видятся перспективы развития ветслужбы?
-В первую очередь усиление вет-контроля на местах, увеличение финансирования научных программ, проектов, имеющих важное значение, дальнейшее усовершенствование законодательной базы. В аграрных университетах должно возрасти качество подготовки ветеринарных кадров, особенно по вопросам лабораторных исследований и пищевой безопасности. Заявив о намерении экспортировать 60 тыс. тонн говядины уже в 2016 году, Казахстану необходимо не только иметь высокопроизводительный скот, но и строго контролировать его состояние.
Алексей ЧАЙКА.