Осторожно — радикализм!
На прошлой неделе в департаменте внутренних дел области, Кокшетауском техническом институте МЧС и областной прокуратуре прошли семинары, на которых шла речь о деструктивных религиозных течениях, профилактике религиозного экстремизма и терроризма. До этого подобные встречи прошли в Буландынском, Бурабайском и Енбекшильдерском районах. Организаторами этого весьма важного разговора явились общественный фонд «Религиоведческий информационно-консультативный центр «Сана» и управление внутренней политики области.
В роли основного эксперта выступил директор Института геополитических исследований, доктор исторических наук, широко известный в стране религиовед, профессор Асылбек ИЗБАИРОВ.
Зловещее слово «такфиризм»
В последнее время в прессе активно обсуждается тема нарастающей угрозы религиозного радикализма в странах Центральной Азии. Казахстан как крупнейшая и в геополитическом отношении важная страна, не остается вне поля зрения определенных внешних сил, имеющих свои интересы в регионе.
По мнению профессора Асылбека Избаирова, бесценной находкой для геополитических игроков, поставивших себе цель посеять смуту в Казахстане, оказались такфиристы. Название радикального течения такфиризм происходит от слова «такфир» — обвинение в неверии. Своими историческими корнями такфиризм восходит к радикальному крылу «Братьев-мусульман» — «Ихван-уль-муслимун».
Все начинается с обыденных, казалось бы, вопросов: кто является настоящим мусульманином и что есть вера? По мнению одних ученых, вера — это утверждение на словах (произношение шахады), подтвержденное уверенностью в сердце. Другие ученые считают, что произношение на словах и признание веры сердцем — еще не вера, истинная вера должна подкрепляться реальными делами — амалами.
Под амалом такфиристы понимают прежде всего совершение намаза (по сути своей молитвы, сопровождающейся определенными ритуальными действиями). Именно намаз, который верующие должны совершать с периодичностью пять раз за сутки, по идеологии такфиризма, является основным критерием оценки наличия или отсутствия веры у человека. В результате все, кто считает себя мусульманами, но ввиду различных обстоятельств не читают намаз, по принципу такфиризма, автоматически оказываются неверными, т.е. кафирами.
Здесь такфиризм четко учитывает казахстанскую специфику ислама, специфику нашей отечественной уммы. Казахи, как известно, в подавляющем большинстве мусульмане, но процентная доля практикующих мусульман (читающих намаз) у нас достаточно небольшая, не более пяти процентов.
Именно поэтому такфиристы определили практику намаза главным критерием того, что человек является верующим мусульманином. Скрытое назначение такфиризма — выбить у казахского этноса исламскую основу и тем самым разрушить его национальную идентичность. В этом вопросе важна позиция: «врагом казахов является любой человек, который пытается разделить понятия «ислам» и «казахи», объявить этнических казахов не истинными мусульманами». И это важно, поскольку, несмотря на всю кажущуюся поверхностность казахского мусульманства, на сегодняшний день ислам — одна из основных несущих конструкций самосознания казахов, веками выработанный социокультурный комплекс и стабилизирующий стержень этноса.
На вопрос зала «Откуда берет свое начало такфиризм?», Асылбек Избаиров ответил так:
— Появление в XX веке радикальных политических групп, действующих от имени ислама, связано в основном с Египтом, а именно: с организацией «Ихван-уль-муслимун» («Братья-мусульмане»). Именно это движение послужило идейным истоком формирования основных радикальных и экстремистских группировок таких, как «ат-Такфир уаль-хиждра» (о ней идет речь), «аль-Джихад», которое позже трансформировалось в «аль-Каеду» и, наконец, «Хизб-ут-тахрир» («Партия освобождения»).
Первым идеологом «ат-Такфир уаль-хиджра» является Мустафа Шукри. Некоторое время спустя другой теоретик радикализма Абдуссалям Фараг объявляет военный джихад шестым столпом Ислама. В дальнейшем это течение проникло в Афганистан в годы первой афганской войны и именно там прошло свое боевое крещение, приобретя по ходу дополнительный градус радикализма.
В Казахстан такфиризм проник из Дагестана под видом двух учений — «Багаутдинский джамаат» и «Аюбовцы» (последователи одиозного проповедника Аюба Астраханского). Дальнейшее усиление такфиризма в Казахстане состоялось в результате деятельности некоего Абухалиля Абдужапарова, известного, как шейх Халил.
С точки зрения психологии, такфиристы — это люди-зомби, полностью отказавшиеся от этого мира, устремленные к смерти, и остановить их очень трудно.
Экстремизм на практике
Сначала экстремисты, прикрываясь исламом, начинают разделять мир на черное и белое, где черное — это зло, которого нужно избегать, изначально пресекая любую информацию, способную заставить задуматься. К примеру, такфиристы традиционных исламских богословов называют мурджиитами, то есть «слабыми мусульманами, не готовыми к решительным действиям». Это клеймо они навешивают на всех, кто не во всем согласен с ними.
Получив в свои руки подготовленный человеческий материал, идеологи такфиризма внушают этим людям мысли о том, что государство является такфиром, то есть неверующим. Государство провозглашается кафирским, а страна — страной тагута (идолопоклонников).
Следующая стадия практики экстремистов — «хиджра», подразумевающая в прямом смысле отъезд, в лучшем случае выезд в Мекку и Медину, в худшем — в горячие точки такие, как Афганистан, Северный Кавказ, Сирия.
Помимо отъезда из страны, у такфирских групп есть, так называемый, «скрытый хиджрат», что означает жизнь в атмосфере истинного ислама. То есть они как бы находятся физически здесь, в Казахстане, но при этом полностью отделяют себя от окружающего мира, сводя к минимуму все контакты с обществом. Своего рода внутренняя эмиграция. На этом этапе такфиристы отказываются от «немусульманских» традиций и обычаев, одежды и украшений, оставляют работу в государственных учреждениях и на предприятиях — дескать, все это от шайтана.
Наконец самый последний этап -это объявление военного «джихада» против государства. Он разработан по сирийско-афганской модели, в рамках которой первоначально выносится «такфир» правителю и государственным служащим, включая армию и правоохранительные органы. Все работники данных госструктур объявляются «неверующими», и на этой основе их правление признается нелегитимным. Более того, светское государство и его первый руководитель признаются идолами, то есть объектами не административного подчинения, а якобы религиозного поклонения, в то время как, согласно исламу, поклонения достоин лишь Аллах. Именно данный тезис занимает ключевое место в идеологическом наборе такфиристов и представляет собой основу психологической манипуляции над религиозным сознанием некоторых мусульман.
В действительности весь этот хорошо отработанный сценарий имеет лишь одну реальную задачу — создание смуты и политической дестабилизации в стране. А конечная цель — это создание рычагов управления хаосом для геополитических сил, заинтересованных в богатствах нашей земли.
Чем опасен такфиризм и как ему противостоять?
Первое — это реальная угроза этносу и этническому самосознанию. Ведь приверженцы данного течения утверждают, что современные казахи не являются мусульманами, и все традиции и обычаи казахского народа — кафирские, то есть неверные.
Второе — попытка региональной дестабилизации в государстве.
Третье — социальный фактор. Такфиристы отреклись от ценностей внешнего мира и готовы к крайним мерам. В настоящем их волнует только одно — достойно уйти из этого мира, т.е. стать шахидом.
Четвертое — слияние такфиризма и криминалитета. Человек, пришедший в такфиризм через криминал, стремится к большому количеству кровавых жертв.
Учитывая всю остроту и сложность данной проблемы, государственным органам необходимо верно определить диагноз, корень проблемы, выяснить причины, порождающие религиозный радикализм в Казахстане, и действовать хирургически точно, устраняя способствующие и провоцирующие факторы.
Не менее важно, чтобы чиновники не увлеклись демагогией, еще более усугубляя создавшуюся ситуацию. Такое может происходить от незнания ими сути проблемы или просто от желания создать видимость работы. Так иногда случается, когда обсуждается вопрос ношения хиджаба, запрета на намаз и так далее. Если конкретно, ношение хиджаба мусульманками само по себе не является проблемой и тем более угрозой светскости государства. Не нужно своими руками создавать группу недовольных, готовых слушать проповеди о том, что государство якобы борется с исламом.
Нередки случаи, когда мусульманок в хиджабах не берут на работу, или оказывают на них давление в учебных заведениях… Это, конечно, провоцирует возникновение социально отчужденной группы аутсайдеров. Именно такие социальные «гетто» — благоприятнейшая почва, на которой семена религиозного экстремизма, умело брошенные недобрыми людьми, могут дать буйные всходы.
В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Глава государства отмечает: «Нам нельзя допустить, чтобы искренняя вера во Всевышнего подменялась агрессивным и разрушительным фанатизмом. Слепой фанатизм абсолютно чужд психологии и менталитету нашего миролюбивого народа. Он противоречит ханафитскому мазхабу, которого придерживаются правоверные Казахстана. Экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. За псевдорелигиозной риторикой скрывается преступная деятельность, подрывающая основы общества… Государство должно пресекать экстремизм и радикализм, откуда бы он ни исходил».
Из этого, по сути концептуального высказывания, мы сегодня должны строить всю свою работу в школах, средних и высших учебных заведениях, трудовых коллективах.
Из выступления авторитетного религиоведа следует очевидный вывод: нам прежде всего необходимо избавиться от религиозной неграмотности, привить людям религиозную культуру. Главное, чтобы правоверные мусульмане ханафитского мазхаба поняли: для желающих постичь хотя бы даже азы ислама двери всех мечетей открыты. Там всегда можно получить ответы на волнующие вопросы. Есть и специальный сайт: www.ummetkz.
Даулет АХМЕТЖАНОВ.
На снимке: Асылбек Избаиров.