Экспонировать свои работы на различных выставках, включая республиканские, для члена Союза художников РК, преподавателя кафедры «Дизайн» Академии «Кокше» Адильбая Шуйнишева, не внове. С 1992 года таковых в его жизни было немало. А вот персональная, открывшаяся в областном историко-краеведческом музее в канун Дня Первого Президента, случилась впервые, став посвящением автора празднику.
Среди интересных и, безусловно, талантливых творений мастера, (а в выставочном зале размещены порядка тридцати его работ), привлекла одна — среди тишины удивительно лунной, с каким-то сакральным оттенком ночи, из распахнутой двери одинокой, затерявшейся в степи юрты призывно льется яркий свет. Казалось, что в дверном проеме вот-вот появятся хозяева и приветливо пригласят зайти. Наверняка, у картины «Айлы түн» останавливаются многие посетители выставки, стараясь уловить особенную игру светотени, разгадать, как удалось художнику вложить жизнь в каждый мазок.
Судя по картинам, излюбленные темы Адильбая Шуйнишева — родные национальные мотивы, бескрайние степи, трансформирующиеся в каждой новой работе переливами теплых, радужных красок и настроения художника. Коллеги отмечают, что не каждому автору удается с такой точностью, как Шуйнишеву, передать облик живущих своей незримой жизнью просторов, их «настроение и характер». Его кистью рождены различные пейзажи Казахстана, часть которых — плод фантазии мастера. Можно на полотнах увидеть и реально существующие места, к примеру, узнаваемые окрестности нашего города — «Тау Кокше», «Вечерняя Копа», «Бұқпа тауы». Есть и собирательные образы, навеянные воспоминаниями детства, прошедшего в с. Забурун Атырауской области — «Таң намазы», «Сүт пісіру», «Ыстық бауырсақ».
Мы встретились с автором в опустевшей к концу дня выставочной галерее музея. Седовласый, немногословный, со скупыми жестами и сдержанной улыбкой человек охотно отвечал на вопросы. Вдруг подумалось: неудивительно, что его картины лишены тревоги, смешанных чувств, но они при этом не статичны, в них живет его родная степь, красота земли, ее цвета и звуки.
Мастерство художника, считает наш собеседник, в умении точно перенести на полотно рождающиеся в душе ассоциации, внутренние ощущения. Хотя тяготеет он больше к тематическому жанру, нравится творить и пейзажи, и портреты. К примеру, изображая пейзаж, нужно выразить его настроение. Заговорив о портретном жанре, подходим к портрету молодой женщины — одной из любимых картин
мастера, названной им -«Сенім»-«Вера». Этот обобщающий образ верующего человека со смиренным, кротким обликом, зрел, по словам автора, в душе давно. Адильбай Шангереевич написал его за одну ночь, что называется, на одном дыхании. Продолжая мысль, он утверждает: главное в портретной работе — не проработка деталей, а умение наименьшими средствами отобразить характер образа.
Еще одна картина, заслуживающая внимания и также дорогая автору, — «Ақша бүлт» — «Белые облака». На ней изображены причудливой формы облака, на которые он любил смотреть будучи мальчишкой. Та далекая, недостижимая высь из юношеских грез стала гораздо ниже и понятней, но по-прежнему влечет своей таинственной красотой.
Другая «фишка» мастера — портреты с натуры, выполненные за пару часов графическим материалом с интересным названием «соус» — один из его любимых жанров еще со студенческой поры. В нем он также преуспел. Нужно сказать, что несколько таких портретов, мастерски написанных им на открывшемся во время его учебы алматинском «Арбате», находятся в частных коллекциях иностранных туристов.
У художника есть мечта. Хотел бы он, обратясь к исторической теме Казахстана, написать картины, созвучные его собственным внутренним ощущениям. Он планирует взяться за начало ее воплощения по окончании выставки. К слову, Адильбай Шуйнишев — участник декабрьских событий 1986 года в г. Алматы. Это отдельная, глубоко выстраданная страница его жизни, воспоминания о которой, может быть, когда-нибудь также оживут на его полотнах. Есть у него несколько не оконченных работ на эту тему. Найти для всего этого время сложно, поскольку его отнимают семейные хлопоты, работа на кафедре в вузе. По словам нашего собеседника, в Академии «Кокше» сегодня немало талантливых ребят, которые жаждут знаний, хотят научиться мастерски владеть кистью.
На вопрос о проблемах, Адильбай Шуйнишев назвал лишь одну и очень, на его взгляд, существенную. У областного филиала Союза художников нет здания под мастерские, поэтому каждый творит, там, где может: дома, в арендуемых помещениях…
Словом, выставку стоит посетить, чтобы, может быть, задаться или ответить на вопрос: в чем состоит дар художника? Или, не задаваясь никакими вопросами, просто проникнуться талантом мастера, его умением воплотить в красках мимолетное мгновение жизни, окружающую действительность, увидеть в полотнах дыхание степных просторов, их величайшую безбрежность, мир степняков. Кстати, широкая цветовая гамма картин Адильбая Шуйнишева всегда теплая, мягкая, оставляющая в душе умиротворение и покой.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека Даньярова