Образование
Недавно коллектив Центра педагогического мастерства поздравлял с юбилеем Наталью Владимировну Котову — отличника образования РК, человека, известного не только в нашей области, но и далеко за пределами Казахстана. Влюбленная в свою профессию и английский язык, она всегда с полной отдачей, новаторством и творчеством относилась к своим служебным обязанностям — учителя английского языка, организатора внеклассной и внешкольной работы в СШ № 16 и гуманитарно-техническом лицее г. Кокшетау; первого президента Кокшетауской ассоциации учителей английского языка; координатора тематических проектов по обмену школьниками и учителями в рамках международной организации городов-побратимов Уокеша (США) и Кокшетау; регионального директора программ «Образование» и «Поддержка молодежных инициатив» Корпуса Мира США в Казахстане.
Сейчас Наталья Владимировна Котова — старший менеджер-тренер филиала Центра педагогического мастерства в г. Кокшетау. Сегодня она знакомит читателей с одним из современных способов профессионального развития учителей.
Согласно словарю великорусского языка Владимира Даля слово МЕНТОР-латинское. Обозначает- руководитель, учитель, наставник, воспитатель. Ментор на русский язык обычно переводится как наставник, а менторинг- наставничество.
В образовании менторинг — это процесс, где в качестве наставника выступает опытный педагог, который поддерживает и помогает другому педагогу в области профессионального развития. Исследования показывают, что существует связь между совместной работой учителей и успехами учеников, и что учителя, которых «менторили», охотнее остаются в профессии по сравнению с теми учителями, кто не получал такой поддержки.
Менторинг стал особо популярен в США в конце 80-х и начале 90-х годов прошлого века, когда реформаторы образования поверили, что помощь молодым педагогам на местах поможет им лучше адаптироваться к преподаванию. Менторинг сейчас широко распостранен в странах Европы и Северной Америке. В Германии учителям даже приплачивают к заработной плате за помощь одномуучителю в размере 100 евро в месяц.
В советские времена до конца 80-х годов в школах было широко распространено наставничество опыт-
ныхучителей над начинающими педагогами. Во многих организациях образования активно работали школы молодого педагога, которые стали сейчас возрождаться на постсоветском пространстве. Одной из задач повышения квалификации и переподготовки кадров в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года стоит «развитие в организациях образования принципов наставничества».
Хотя ментор и переводится на русский язык- наставник, в русском языке эти слова имеют разные оттенки. Слово ментор имеет оттенок высокомерности, безапелляционной поучительности, так называемый «менторский тон». Этим может объясняться порой неверное восприятие процесса менторинга.
Существуют различия между используемым у нас наставничеством и западной философией менторинга. Главным принципом наставничества был и есть в основном «Делай как я» -обучение методом показа, практическая передача профессиональных знаний и навыков личным примером от более опытного к менее опытному. Наставники и подопечные порой назначались и назначаются в добровольно-принудительном порядке приказом директора. В менторинге принцип «Делай как я» практически
не используется. Хорошие менторы в школах делятся своим опытом, но не навязывают свой «репертуар» стратегий и инструментов. Они помогают подопечным учителям выстраивать их собственный. В менторинге наставник помогает учителю, который сам этого желает. Задачей процесса менторинга является довести подопечного до такого этапа в профессиональном развитии, в котором он сможет самостоятельно и с полной ответственностью реализовать порученные ему профессиональные задания.
Подготовка менторов проходит в настоящее время в Казахстане на курсах 1 -го и 2-гоуровней программы повышения квалификации учителей, разработанной Центром педагогического мастерства совместно с экспертами Кембриджского университета. На вопросанкеты «Нужен ли менторинг в школах?» 140 слушателей из 140 ответили положительно. В своих ответах учителя пишут: «Менторинг поможет подготовке учителя новой формации», «развитию культуры школы в целом», «воспитаниюуспешного ученика в школе и жизни», «вырастить новых менторов» и т.д. Слушатели курсов определяют свою личную роль в менторинге таким образом: «добровольно передавать собственный опыт по инициативе подопечно-
го», «оказывать поддержку, помощь в профессиональном росте», «обучить коллегу новым подходам в преподавании и обучении», «наблюдать за профессиональным развитием своего подопечного», «тактично подвести коллегу к признанию своих недочетов», «создать доверительные отношения, поощрять подопечного», «развивать длительность, постоянность, системность отношений», «вести обратную связь в целях мониторинга эффективности», ит.д.
В настоящее время слушатели и выпускники курсов апробируют разные формы менторинга в школах нашей области — профессиональные беседы, совместное планирование, наблюдение уроков, обсуждение уроков с использованием видеозаписей.
Слушатели курсов высказывают следующие потенциальные трудности в развитии менторинга в школах: «психологический барьер учителей», «перегруженность учителей для совместного планирования», «отсутствие поддержки администрации», «консерватизм отдельных учителей», «нежелание некоторых коллег вносить изменения в устоявшуюся систему образования».
Возникает много открытых вопросов по использованию менторинга, которые предстоит на практике разрешать нашим учителям — менторам: как быть с конфиденциальностью рабочих дискуссий между ментором и учителем? Кто и как будет оценивать результаты менторинга? Как долго может длиться процесс менторинга одного учителя? Сколько подопечных учителей может иметь учитель-ментор, который имеетсвоиуроки?
Приживется ли менторинг в наших казахстанских школах? Время покажет. Одно совершенно очевидно -менторинг может играть очень важную роль в постоянном улучшении профессиональных знаний и навыков, которые нужны учителям для обучения и подготовки учащихся к жизни и работе вXXI веке.
Наталья КОТОВА,
старший менеджер—тренер
филиала Центра педагогического
мастерства в г. Кокшетау.