По письму в «АП»
Жители села Красный Яр, проживающие по улице Школьной в доме № 16, рассказали о своей проблеме в письме, присланном в редакцию. Вот уже несколько лет, по словам красноярцев, подвал двухэтажки затоплен водой, «…что приводит к разрушению фундамента, сырости в квартирах», более того, пишут они, ситуация опасна для жизни и здоровья взрослых и детей.
Как выяснилось в разговоре на месте, жильцы не раз обращались с просьбами о помощи в сельский акимаг, коммунальные службы, СЭС. Однако до сих пор не получили внятного ответа. Встреча с представителями названных служб лицом к лицу стала возможна только после того, как своеобразный сход инициировали коллеги-тележурналисты.
Мы застали действительно удручающую картину: уровень воды достиг лестницы, ведущей в подвальное помещение. Невооруженным глазом видно, что ее очень много. По свидетельствам проживающих, никому ненужное, вредоносное обилие влаги продолжается круглый год.
— Жилой дом 1985 года постройки, — говорит старожил, старший по дому Виктор Егоров, — понятно, что все трубы постепенно выходят из строя, и хотя я — один из тех, кто участвовал в его строительстве, мне, к примеру, тяжело разобраться в причинах постоянного прибывания воды. Но находиться в квартирах просто невозможно, особенно тем, кто живет на первых этажах: воздух влажный, поэтому портятся пол, обои, на стенах выступает плесень. Сейчас новая беда — завелись крысы. Ребенка в комнате одного страшно оставить…
— Главное, что никому нет дела, — возмущается живущий по соседству Есен Сулейменов. — Ведь о нашей беде прекрасно знает сельский аким, при этом только отмахивается: сами, мол, виноваты. Недавно коммунальщики приехали, осмотрели и сказали, что причина в прогнивших трубах отопления в подвале. Откуда тогда берется вода летом? Мы вызывали машину для ее откачки, но снова набирается приличное количество.
Высказываний в адрес местных властей и коммунальных служб у жильцов, как можно предположить, накопилось немало, а вот насколько они обоснованы? С этим вопросом мы обратились к акимуселаКрасныйЯрБазарбаюАбуовуиуслы-шали аналогичные нелестные высказывания уже о действиях жильцов. В свою очередь руководитель сельской исполнительной власти подтвердил: проблема существует в течение трех последних лет, причина ее кроется в нежелании хозяев квартир ремонтировать пришедшую в негодность инженерную разводку в подвале, то есть по сути халатно относятся к содержанию дома.
Стараясь выяснить, на самом ли деле причина лишь в небрежности жильцов, связались с начальником участка с. Красный Яр «Кокшетау Су Арнасы» Данияром Нугумановым, а также начальником местной котельной «Кокшетау Жылу» Саматом Махамбетовым.
Как заверил первый, разногласия между поставщиками воды и жителями исчерпаны: подводящая трасса обследована, порывов нет, а близлежащая колонка, откуда, по мнению жильцов, вода стекала в подвал, демонтирована. Кстати, старый водовод в подвале жильцы заменили новым. Начальник котельной же утверждает, что в данное время скопившаяся влага — результат порывов тепловых труб в подвале, а также грунтовых вод. Он отметил, что еще весной, по окончании отопительного сезона, дом был отключен от подачи тепла в связи с ветхим состоянием сетей, о чем уведомили сельский акимаг. Странно, что «кивание» друг на друга продолжилось осенью, когда тепловая энергия, по правилам, подается в дом на основании паспортатехнической готовности.
На прямой вопрос: «Есть ли официальные документы о признании тепловой сети жилого дома аварийной, акт обследования?» ответа мы не получили. Вместе с тем остается неясным, откуда все-таки прибывает в подвал вода: грунтовая ли она (хотя, к примеру, жильцов рядом стоящего дома № 14 это не беспокоит) или из труб отопления, тогда она, по логике, должна быть теплой. Пожалуй, рассуждать, делать выводы и заключения можно. Только почему этого до сих пор не сделали специалисты? Вопреки здравому смыслу, не выяснив причин, снова подключив старую двухэтажку к теплу? Смеем предположить, что, если бы подход к решению проблемы был комплексным, заинтересованным, а главное, своевременным — не в начале нынешнего отопительного сезона, а в конце предыдущего — то сегодня и жильцы бы точно знали, что им делать.
Не согласиться с тем, что забота о жилом доме, регламентированная Законом РК «О жилищных отношениях» — первоочередная обязанность владельцев квартир, сложно. Нужно ли сегодня говорить о том, что КСК — это не только необходимость, но и тест на ответственность, школа выживания, настоящего самоуправления? У всех его членов — общий интерес. Никто не запрещает собираться и обсуждать общие внутренние проблемы.
Добавим, что по информации акима села, в Красном Яре не числится ни один кооператив. Основной причиной подобной неорганизованности он называет нежелание собственников объединяться. Но разве непрестанная информационная, разъяснительная работа с населением, налаживание своевременной обратной связи, в частности, и в этом вопросе, не является показателем работы руководителя госоргана?
Недавно красноярцы написали коллективную жалобу в областной акимаг, откуда получили ответ, гласящий, что обращение направлено для рассмотрения в акимаг г. Кокшетау. А пока у исполнительных органов есть время для ответа, оговоренное законодательством, жильцы в надежде на ясный ответ записались на онлайн прием к министру ЧС посредством услуги на портале «Электронное Правительство РК».
Аэлита ТАЕВА.