Малокомплектная школа: проблемы и пути решения

Вчера под руководством Дариги Назарбаевой Акмолинскую область посетили депутаты — члены Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК, среди которых — Майра Айсина, Мейрам Бегентаев, Гульмира Исимбаева, Гульнар Иксанова. Главным объектом внимания гостей стали малокомплектные школы (МКШ) Аршалынского района, на примере которых обсуждалась проблема охвата качественным образованием учащихся области.

119-1-1В Бабатайской основной школе сегодня обучается 41 ученик. После ознакомления с учебным процессом глава региона Косман Айтмухаметов рассказал мажилисменам о той работе, которая в целом ведется по улучшению условий в организациях образования: строительство школ и капитальный ремонт аварийных, реконструкция инфраструктуры и зданий, укрепление материально-технической базы, повышение квалификации учителей и т.д. Но наиболее остро сегодня стоит проблема малокомплектных школ, доля которых в общем количестве составляет 82%. Круг острых вопросов в подобных учебных заведениях широк. Это и большая затратность на содержание МКШ — обучение одного ученика в такой школе обходится бюджету почти в три раза дороже, чем его сверстника в обычной средней. Это и отсутствие нормативного аппарата для регулирования их деятельности. Руководитель облуправления образования Балым Избасарова также отметила и другие моменты: слабую оснащенность учебных заведений, дефицит кадров и т.д.

В настоящее время в области проблема МКШ решалась двумя способами — подвозом учащихся и направлением их в специально созданные ресурсные центры при более оснащенных школах, где ученики занимаются в течение недели, четыре раза в год. Решение проблем МКШ руководство области также видит в определении опорных школ с созданием при них всех условий для проживания детей, а также в реструктуризации сети мало-комплектныхшкол.

Председатель Комитета Дарига Назарбаева подвергла сомнению эффективность работы ресурсных центров как с экономической, так и морально-этической точек зрения. Такие выездные занятия создают дополнительную нагрузку на бюджет, в то время как повышение уровня знаний подобным образом остается под вопросом. Да и психоэмоциональное состояние детей может подвергаться опасности.

Не видят депутаты выхода из создавшейся ситуации и в подвозе учеников. В погодно-климатических условиях Акмолинской области, особенно в зимнее время года, такой метод чреват и небезопасен.

По единогласному мнению мажи-лисменов лучшим решением проблемы станут школы-интернаты. «Независимо от условий проживания все должны иметь доступ к качественному образованию, — подчеркнула Дарига Нурсултановна. — И, пожалуй, единственно верным способом, проверенным годами, являются школы, при которых будут построены и оборудованы спальные корпуса. Необходимо просчитать и определить такие опорные школы. Кроме того, в этом направлении следует работать и с родителями, многие из которых не согласны с идеями школ-интернатов. Но надо понимать, что от уровня знаний во многом будет зависеть будущее и конкурентоспособность подрастающих казахстанцев. А ведь в Акмолинской области этот вопрос весьма актуален — результаты ЕНТ этого года здесь ухудшились. Поэтому целесообразно будет оставить на базе малокомплектных школ начальные классы, детей постарше обучать в учебных заведениях с высоким уровнем преподавания, а высвободившиеся площади использовать под детские сады, мини-центры, либо для досуга сельчан».

Директора школ из других районов, присутствовавшие на этой встрече, поднимали вопросы оплаты труда учителей, работающих в МКШ и по собственному желанию не совмещающие уроки разных классов. Таких педагогов надо поддерживать и стимулировать, отметили мажилисмены, ведь они стремятся дать более качественное образование школьникам, тем более что механизмы для начисления таких надбавок государством предусмотрены. Поступило предложение о внесении изменений в систему управления сферой образования — идея заключается в том, чтобы в разработке учебных программ участвовали и учителя. Говорилось и о необходимости введения в школах штатных единиц повара и кухрабочего. Парламентарии согласились с тем, что необходимо рассчитать экономическую выгоду содержания собственного персонала общепита относительно арендаторов школьных столовых, к слову, пользующихся государственными активами (оборудование, посуда и т.д.). И на основании этих расчетов принять меры.

В ауле Арнасай в Вячеславской СШ, возглавляемой Татьяной Немцан, гости побывали, словно на экскурсии. Здесь — презентация инновационных проектов, в том числе и по «зеленым» технологиям: посещение музея и школьных теплиц с поликарбонатным покрытием, где выращивается практически вся овощная продукция для питания учащихся; рассказ об уникальных печах двойного горения (созданных карагандинскими инженерами на основе наработок немецких ученых), позволяющих экономить до 35% топливного сырья без вреда экологии, и минимизировать трудоемкость процесса. Необходимо отметить, что здесь в вопросе организации школьного питания вопросов нет.

Посетили в этот день депутаты и новую школу им. Иманжусупа Кутпанулы в аульном округе Жибек Жолы, где ознакомились с работой здешней столовой. Все 370 учеников этого учебного заведения охвачены горячим питанием.

Депутаты — члены Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК — отметили, что вопросы, связанные с малокомплектными школами, и обсужденные на встрече с акмолинцами, будут учтены на специальном заседании Комитета.

Алёна ЕРИНА.
Аршалынский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также