Нововведения в любой социальной сфере вызывают живой интерес у широких слоев населения. Особенно, если это касается такой отрасли, как здравоохранение. Сегодня многих читателей «АП» волнует развитие государственно-частного партнерства в отечественном здравоохранении. Наш разговор на эту тему с и.о. руководителя областного управления здравоохранения СВЕТЛАНОЙ САБИТОВОЙ.
— Светлана Елемесовна, в последнее время на самых разных уровнях звучит утверждение, что в здравоохранении не должно быть абсолютной государственной монополии.
— Развитие государственно-частного партнерства — один из индикаторов реализации государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты «Қазақстан» на 2011-2015 годы. Об этом в своем Послании «Стратегия: Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» говорит Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев: «…Создать условия для роста частной медицины. Во всем развитом мире значительная часть медицинских услуг оказывается частным сектором. Мы должны создать условия для скорого перехода к частным больницам и поликлиникам».
В этой связи Министерством здравоохранения проводится ряд необходимых мероприятий по внедрению и развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в нашей сфере. Анализ инфраструктуры больничных организаций республики показал, что 63% бол ьниц размещены в зданиях, построенных более 30 лет назад, около 50% стационаров находятся в нетиповых зданиях; 25% больниц имеют малую коечную мощность; согласно минимальным нормам оснащения одна треть стационаров не полностью обеспечена необходимым оборудованием и инструментами медицинского назначения. Это приводит к нерациональному использованию финансирования на эксплуатацию устаревших зданий, издержкам управления больницами, низким темпам внедрения современных технологий, к предоставлению не на должном уровне медицинской помощи населению. А между тем в Казахстане, как и во всем мире, происходит рост численности населения — главного потребителя медуслуг. Спрос на них требует ежедневного увеличения расходов, а курс государства на повышение качества жизни казахстанцев — расширения доступности и повышения качества медуслуг.
Но содержать за счет бюджетных средств всю систему охраны здоровья не под силу даже самому богатому государству. Международный опыт показывает, что государственно-частное партнерство в области здравоохранения приносит неоспоримые выгоды обществу, бизнесу и государству. В странах «большой семерки», например, здравоохранение стоит на первом месте по уровню привлечения частныхинвесторов.
— Есть примеры государственно—частного партнерства в здравоохранении нашей страны?
— Есть. Несколько региональных учреждений Карагандинской области воспользовались инновациями и капиталом частного сектора по системе, при которой госсектор определяет услуги, цены и условия партнерства. Это услуги для гемодиализа в Темиртауской региональной больнице, консолидация лабораторных услуг в 15-ти поликлиниках этой области. Результаты такого ГЧП благоприятны.
Известно также, что на стадии разработки ТЭО находятся проекты ГЧП по строительству многопрофильных больниц при медицинских университетах в Алматы и Караганде, многопрофильной больницы и станции скорой медпомощи в Усть-Каменогорске, детской городской больницы в Семее.
Шестого июля 2013 года Глава государства подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ГЧП, который направлен на внедрение новых видов партнерства, расширение сфер их применения. Минздрав уже разработал определенные схемы для использования в проектах ГЧП в сфере здравоохранения РК и намерен использовать средства частных инвесторов прежде всего на строи-тельстве объектов по программе «100 школ, 100 больниц». При этом улучшится качество строительства, привлечение инноваций, возрастает здоровая конкуренция, что значительно повысит доступность для населения качественной и высокоспециализированной медпомощи.
— В нашей области уже намечены объекты строительства или реконструкции данным методом?
— Пока нет. Есть предварительные планы на следующий год.
— Понятно, что ГЧП снижает бюджетный дефицит, ускоряет появление новых объектов здравоохранения с современным оборудованием,оставаясь при этом под постоянным государственным контролем. А что будет происходить с уже действующими медорганизациями?
— Сегодня 90 процентов организаций здравоохранения области работают на праве хозяйственного ведения (ПХВ). Следующий этап — возможность передачи поликлиник и больниц в доверительное управление, в том числе и самим коллективам, что призвано повысить качество медицины. При этом расширяется экономическая самостоятельность организации, эффективное использование и распределение средств и т.д. Мы готовим проекты доверительного управления в нашем регионе на следующий год.
— Главное, что беспокоит . граждан: не получится ли так, что с приходом частников медуслуги станут в основном платными и, пусть и более качественными, но менее доступными, уменьшится бесплатное лекарственное обеспечение.
— Беспокойства по этому поводу не имеют под собой оснований. Объем бесплатной медицинской помощи не сократится, экстренная медпомощь будет оказываться бесплатно. Все медорганизации, как и прежде, будут участвовать в конкурсных процедурах на государственный заказ по медуслугам. И будут стараться победить (вот она — здоровая конкуренция по качеству медобслуживания), ведь государственный гарантированный объем бесплатной медицинской помощи — стабильные поступления средств. Платные услуги (сверх ГОБМП) могут расширяться, но цены и качество деятельности таких медорганизации остаются подконтрольны соответствующим государственным органам.
Хотелось бы сказать еще вот о чем. Благосостояние казахстанцев растет. И все большее количество граждан при необходимости выбирает услуги платной медицины. Введение солидарной ответственности за состояние здоровья граждан не за горами. Поэтому, искренне желая крепкого здоровья всем акмолинцам, хочу напомнить им о необходимости вести здоровый образ жизни, своевременно обращаться к врачам, добросовестно выполнять их предписания. И не беспокоиться: гарантированный объем бесплатной медицинской помощи останется прежним.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.