Чтобы любить свою страну

75-4-1История — не только исследование ученых, тщательно изучающих источники, корпящих над архивами, анализирующих результаты раскопок, памятники материальной и духовной культуры эпохи.
История — это еще и воспоминания современников, дневники, письма, очерки пережитого. Когда-то Герцен пронзительно писал: «Письма — больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий».
Иногда «живая история» создается «для вечности», рассчитана на публикацию, определенный политический эффект. Но всегда ценнее такая «живая история», которая предназначена не для печати, а для детей и родственников, история, которая должна остаться в семье. Она менее нарочита и несравненно более правдива.

Это действительно живые и подлинные картины навсегда ушедшего в прошлое, «мгновенные фотографии тогдашнего состояния», которое нам негоже забывать, если хотим оставаться людьми. Мы выросли не на пустом месте, нет, не дикими варварами были наши предки — кочевники. Часто вспоминается герой айтматовского романа «И дольше века длится день», Абуталип. Побывав в плену, освобожденный союзниками, проехавший пол-Европы, учитель рассказывал на своих уроках живую историю — «…кто много видел, мало плачет». Предчувствуя скорую расправу, ночами писал воспоминания, стараясь сохраниться в детях, которые вырастут и поймут многое об отце. За эти записи он расплатился жизнью.

Сильные человеческие переживания, чувства, впечатления могут быть для историков действительной находкой, неким документом эпохи, оставленным для потомков. Возврата в авторитарное и тоталитарное прошлое не будет, если мы, «просветленные и продвинутые», поймем, что наши отцы и деды никогда не смогут вычеркнуть из жизни трагизм века — волкодава, и осознаем, что проблема в том, что невозможно вычеркнуть из их жизни брежневский «застой», горбачевскую перестройку, сталинский удар по деревне. Распад СССР породил временное безразличие к истории, вернее, к ее осмыслению, слишком многое открылось лавиной сенсационных разоблачений, а людям надо было выживать в новой реальности.

Сегодня, по прошествии 20-ти лет суверенной истории, пришло четкое осознание в социуме: чтобы любить свою страну, надо знать ее историю. Но призыв «знать историю» предполагает, что надо не только помнить определенные факты из прошлого, яркие события, но и активизировать эти знания, формировать историческое сознание, историческое мышление казахстанской нации. Знать не только политическую историю, которая хорошо знакома большинству, но и историю искусства, права, науки, социальную историю, философские и религиозные сведения о прошлом. Сегодня надо пропагандировать (этот глагол весьма избитый, но без него не обойтись) базовые исторические факты казахстанской истории, ведь в знаниях по истории выражается уровень правового сознания. Оно должно быть высоким. Казахстанцы, к примеру, среди самых важных разделов ныне действующей Конституции РК, сразу называют второй, посвященный гражданским правам человека (на протяжении последних 3-х лет накануне Дня Конституции мы проводим массовый опрос на улицах Кокшетау, респондентами выступают обычные прохожие).

Мы задаем вопросы по истории, на которых на самом деле проверяются ценности: «Если вы считаете, что РК преуспела в новейшей истории, то благодаря чему?». И люди называют: равенство возможностей, толерантность, быстрый темп развития инновационной экономики.

Не обремененные чувством исторической вины, молодые сегодня наделены сознанием исторической миссии Казахстана в Центрально-Азиатском регионе, в них нет боязни старшего поколения, унаследовавшего генетический страх советского человека перед силой власти. Молодежь свободна по-настоящему, ведь извлекая из опыта старших самое ценное, она выросла уже непоротым поколением. Самые яркие события недавнего прошлого для них — крушение СССР и 11 сентября 2001 года. Это в мировом масштабе. Что касается казахстанской истории, то молодые называют среди ключевых моментов современной истории РК перенос столицы в Астану и плюрализм, ставший реальностью.

Разумеется, точечные сведения о знаниях истории, содержащиеся в материалах опросов, не позволяют делать глобальных выводов, но основания для оптимизма находятся. Главное, чтобы всплеск нынешнего интереса к истории был глубоко мотивирован, чтобы мы не стали народом с ослабленной исторической памятью, как манкурты, ничего не помнящие. Тем более, что совсем недавно произошла смена не столетия даже, атысячелетия.

Алия АХЕТОВА,

член научно-аналитического центра ААНК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также