В программном документе «Стратегия «Казахстан-2050» Президент страны в числе глобальных вызовов XXI века называет кризис ценностей нашей цивилизации. В чем причины возникновения этой угрозы, насколько она опасна для Казахстана, как достойно ответить на этот вызов… Об этом мы беседуем с кандидатом философских наук, профессором академии «Кокше», членом совета по связям с религиозными объединениями при акимате Акмолинской области РАУЗОЙ АБДУЛИНОЙ.
— Рауза Жаксимбаевна, мы знаем, что проблематика духовных вызовов современности уже давно является сферой ваших научных интересов, темой многих публикаций и выступлений. Чем это вызвано?
— Прежде всего моей гражданской позицией. Нельзя оставаться равнодушным, когда видишь происходящую на твоих глазах девальвацию истинных высоких ценностей, хранить и приумножать которые нам завещано предками, подмену их ценностями сиюминутными, ложными, ведущими человека в тупик. Когда видишь, как различные квазирелигии, спекулируя на интересе молодежи к новизне, пытаются превратить их в психологических зомби, которыми легко управлять, пытаются разрушить социально-культурный код нации. И эта проблема действительно носит общемировой характер. В этом я еще раз убедилась, когда читала лекции для магистрантов в Барселонском университете, отвечала на их вопросы, обсуждала эти проблемы с коллегами из многихстран.
— Что послужило причиной появления этой угрозы в Казахстане, на постсоветском пространстве?
— Конечно, прежде всего причиной является процесс глобализации, затрагивающий и духовно-нравственную сферу. Процесс этот объективный, неоднозначный, имеющий свои плюсы и минусы. Безусловным минусом является мировоззренческий и ценностный кризис. Разные страны подвержены ему в разной степени. Казахстан -в меньшей степени, чем многие другие. Но, тем не менее, и у нас этот процесс — налицо. Старшему поколению все труднее найти общий язык со своими детьми и внуками. И это не только извечная проблема «отцов и детей», а следствие того, что у многих из нас — граждан одной страны — разные представления о добре и зле, о дозволенном и запретном…
Не менее важным фактором стал определенный духовный вакуум, возникший после распада СССР. Крушение идеалов всегда болезненно, тем более, если это затрагивает не только отдельных людей, а приобретает массовый характер. Сегодня идеологическая палитра на постсоветском пространстве, в Казахстане очень пестрая: сторонники классического либерализма, апологеты рынка, который якобы «решает все», коммунисты, центристы, консерваторы. И, что очень важно, — приверженцы разных вероисповеданий. И это само по себе не опасно. Но лишь в том случае, если любая из идеологий не входит в противоречие с традиционными ценностями твоего народа, не исключает и не отвергает их. Что, увы, происходит в случае со многими религиозными организациями, которые по праву мы относим к числу нетрадиционных.
— Рауза Жексембаевна, в чем причина того, что некоторые люди и, прежде всего, молодежь становятся приверженцами сект, часть из которых носит деструктивный характер?
— Главными, намой взгляд, являются причины социально-экономического характера и процессы маргинализации, являющиеся производными от них. Согласитесь, на сегодня у нас существует весьма специфическая форма рынка, породившая существенный разрыв между различными слоями населения. Очень богатых и очень бедных сегодня мы видим не только на экранах телевизоров, но и в повседневности. Самое главное, что это видит и молодежь. Молодежь сельская в поисках работы приезжает в крупные города, где, собственно, их никто не ждет. У нас еще не заработала, как того требует время, система социальных лифтов. А во многих сектах весьма доступно говорят об якобы «справедливом» переустройстве мира.
В сложившихся условиях немало семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Наблюдается тенденция отстранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. В таких семьях нет прочных связей между родителями и детьми, и, как следствие, авторитетом становится внешнее негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи. Те молодыелюди, которые не могут найти социально полезный способ применения своих сил, пытаются утвердиться и самореализоваться, в частности, через религиозные секты.
Нетрадиционные конфессии смогли воспользоваться возросшим интересом к религии, сочетающимся с порождением советского атеизма — полной религиозной неграмотностью. Вследствие этого: беззащитность молодых людей перед экспансией новых культов. Представители традиционных религий и государственных органов не смогли вовремя распознать приближающуюся опасность и спохватились уже тогда, когда это явление пустило глубокие корни.
Настойчивые, подготовленные гости из зарубежья — миссионеры, если даже они действуют в рамках законодательства РК, на мой взгляд, приносят больше вреда, чем пользы. Будучи религиоведом, хорошо знаю о том, что в исламе, православии есть такое правило: прежде всего ведут разговор с тем, кто приходит в мечеть, церковь. Сектанты — хорошие психологи — разговаривают в любом месте и с любым человеком, который не сумел быстро сказать «нет» и разговаривают на уровне его миропонимания.
— И что же делать в этой ситуации?
— На традиционный вопрос «что делать» и ответ традиционный: работать. Работать государственным органам, учебным заведениям, духовенству традиционных конфессий, религиоведам, семье, каждому из нас. Причем, работать со всеми: рассказывать, разъяснять, убеждать, обучать… И, что важнее всего, работать с каждым. С каждым, кто попал в беду, не может самостоятельно справиться с возникшими проблемами. Свое слово должны сказать люди знаковые, лидеры общественного мнения, писатели, художники. Причем, сказать так, чтобы их услышали.
Очень многое могут сделать общественные объединения. Примером тому — четырехлетняя работа религиоведческого информационно-консультативного центра «САНА», руководителем которого является Гульнара Оразбаева.
Дилетантизм опасен всегда, тем более в такой тонкой сфере, как религиозные чувства людей. В отношении же центра с полным на то основанием можно говорить, что его сотрудниками достигнут высокий уровень профессионализма. Кроме того к проведению тренингов и семинаров привлекаются лучшие специалисты из других городов Казахстана, из ближнего зарубежья. Информационная, профилактическая работа сочетается с индивидуальной работой с людьми, ставшими жертвами деструктивных организаций.
Только так, общими усилиями, мы сможем обратиться к духовным и нравственным ценностям своего народа, и в них мы всегда найдем ответы на все вызовы современности.
Вопросы задавала Нина МИТЧИНОВА.