Эксклюзив «АП»
В Балкашинской православной церкви в тот день мы не встретились, настоятель храма отец Серафим на тракторе вспахивал поле под картошку. Для местных прихожан это было неудивительно. «Он все делает сам… — как о чем-то само собой разумеющемся говорили они. — А почему монах в церкви, а не в монастыре? Так в том его послушание, священников-то не хватает, вот он у нас и службу ведет, и о всех заботится, даже традиции ввел особые, как в монастырях. К примеру, мы каждую церковную службу заканчиваем общей трапезой — абсолютно все…»
На следующий день наша беседа с игуменом Серафимом все же состоялась, и на вопрос о том, как он стал монахом, ответил со свойственной ему открытостью:
-Так в жизни получается: человек или через науку приходит к Богу, или через скорби, а они учаттерпению и смирению — этому главному лекарству от грехов. Кто та кие монахи? Раньше это были особо ревностные люди, но как говорил Серафим Саровский «со временем монахи будут как мирские…» Сейчас большей частью людей захватывает суета, и таких монахов, как раньше, уже единицы, которые и молились, и трудились, и жили по заповедям христианским. Монах посвящает себя Богу и людям. В нашей семье по ветви отца все очень набожные люди и, несмотря на то, что были помещиками, вместе с батраками трудились, ели и жили. Просто звание носили другое. Отец был русский, а от матери мне достались корейские и китайские крови. Мы жили тогда в Приморском крае, а в Балкашино я пятнадцатый год — как открылся наш храм в честь иконы Владимирской Божьей матери…
— Чтобы Вы сказали человеку, который только сегодня переступает порог храма…
— То, что уж очень сильно сейчас увлеклись многие потребительством и о душе стали забывать. А как говаривал преподобный Севастьян Карагандинский: «Потерял богатство — не все потерял». Мы же за богатством изо всех сил гоняемся, как будто последний день живем. И второе он говорил: «Потерял здоровье — есть надежда на Бога — он дает здоровье, чтобы человек трудился Богу и людям». Но все хотят здоровье получить какими-то окольными путями, оно же приходит от того, что делаешь добрые дела бескорыстно… А третье назидание старца: «Если потерял веру, то все потерял»… Потому как от Бога исходит — и здоровье, и богатство, и все, что необходимо для другихлюдей, а не только для тебя одного. Но часто человек не нуждается в Боге -это все от самомнения и гордости… Как Апостол Павел говорил: «Некоторые возомнили о себе нечто, будучи ничто». Потому как самое главное это вера. Истинная, живая, настоящая. Которая не в словах, а в делах. Бывает, что многие, даже священники, признаются, что в начале своей деятельности им было интересно, а сейчас все стало однообразно. А это оттого, что сразу он действовал по промыслу Божию, а потом отступил от него и стал жить для себя, в итоге пришел в тупик потерял соль жизни, и она стала ему безвкусной. Начинает что-то менять — опять же по-своему: переезжать, гоняться за каким-то мнимым благополучием, миражом, а оказывается, что все то рядом — Бог только и ждет, когда человек начнет жить по его промыслу и скажет: «Господи, веди меня своими путями, спасай от меня самого…» Но как бывает: Бог вначале говорит шепотом любви, потом — голосом совести, а когда человек и ее не услышит, обращается к нему через рупор страданий -иначе дальше будет смерть: «Остановись! Вспомни о своем назначении»…
— А что, если люди творческие, талантливые подчас не востребованы обществом, каким быть?
— Они пьют великую чашу, которую пил сам Христос, сын Божий. Эта чаша скорбей, страданий и гонений — чаша Господня, и это великая честь. Люди этого не представляют сразу, и поймут значительно позже. Мы ведь видим только первые страницы нашей жизни, а последние узнаем уже на том свете — почему все именно так с нами происходило, а не иначе. Ибо Бог есть любовь, и отдал жизнь свою за нас всех — верующих и неверующих. И сейчас отдает, только не каждый его принимает, гоняясь за временным, а оно ведь обманчиво.
Без Бога, как говорится, не до порога. Аес-ли человек живет, не оглядываясь на Бога, отсюда у него и злоба, и ненависть, и самодовольство произрастают…
— Глядя на Вас, удивляешься редкому спокойствию и гармонии, а как простому человеку хотя бы приблизиться к такому состоянию…
— Обуздать эмоции — очень тяжело, для этого, во первых, надо обуздать свою гордыню, самомнение, представить себя последним, смириться. А это тяжело. Потому Господь и являет нам такие великие чудеса, какмироточение икон, нетление святых мощей, воду крещенскую. Чтобы мы могли понять, что все происходит только по промыслу Божию и он хочет нас всех спасти. Что надо иметь веру- не формальную, а настоящую. Приходитже она только от Бога, а как это происходит не могу сказать, потому что сам только иду, иду… И хочу, чтобы и другие тоже шли, искали эту живую веру. Как выразилась святая блаженная старица Паша Саровская: «Ищите Бога, ищите слезно, ищите люди — пока не поздно, ищите всюду, ищите каждый — и вы найдете его однажды. И радость будет превыше неба, но так ищите — как нищий хлеба…»
— Вы в своих проповедях нередко приводите назидательные библейские притчи, расскажите и нашим читателям одну из них...
— Пришел взаимодавец к человеку и стал просить тот долг, который когда-то отдал ему, а узнав, что у того ничего нет, повел его к царю — пусть рассудит. Тот выслушал и приговорил человека к казни. Поняв всю неотвратимость наказания, человек просит отсрочки до утра и говорит: у меня есть три друга, я к ним пойду, они помогут. И пошел к первому другу, которого любил больше всех, посвятил ему всю свою жизнь, но тот лишь сказал: «Я могу дать тебе только две вещи, но они тебе уже не понадобятся, извини, мне надо идти — у меня появились новые друзья». Человек был в ужасе от такого предательства и обратился ко второму другу, говоря ему: «Через меня ты и твои родственники имеют работу, достаток и, если ты не поможешь, меня казнят». Но тот тоже отказал, говоря, что может провести только до царя, то есть до казни. Опечаленный, обращается человек к последнему другу, которому меньше всех уделял времени, стараясь не замечать. А тот ответил — я помогу тебе, потому как, хоть и в малом, но ты мне не отказывал. И они пошли к царю. А царь — это и есть Бог, мы все предстанем пред ним и будем нести ответ за свою жизнь, ибо она и есть — взаимодавец. А первый друг, который нам так дорог, это наши дома, машины, квартиры. Этот друг нам даст только две вещи — саван и покрывало, то есть, покроют и похоронят нас, и ничего мы из этой жизни не заберем. Второй друг — это наши родственники, они и рады бы помочь нам, но могут провести нас только до могилы, то есть до суда, а дальше в своей суете забудут о нас, как это часто происходит. Третий же друг — это наши добрые дела, которых мы творили в своей жизни очень мало, но именно этот друг будет просить за нас у Бога.
…Жизнь очень короткая, пролетает как миг. Не зря святые говорят: если человек думает о других, о нем думает Бог, если решает чужие проблемы, его проблемы — решает Бог. Быть там, где ты нужен, помогать тем, кто без тебя не может решить свои проблемы-это и есть смысл жизни. Спеши, куй железо пока горячо, только тогда твоя жизнь не будет пустой. Добрый человек — он как легкий ветер идет по жизни, оставляя на других свой светлый отпечаток и добрую память. При этом не занимается показухой, потому как доброе дело — это тайна — сделал и забыл. Не зря же говорят: не делай добра — не будет зла, а все от того, что добро редко делается. Когда же добрых дел будет больше, чем зла, то о них и не вспомнишь, столь естественно они станут происходить во славу Божью, давая утешение людям… Просто надо жить по вере, вот и я желаю — быть всем верующими… Как Христос сказал: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо»…
Беседовала
Александра МЯКОТА.
Сандыктауский район.