К 300-летиюАбылай—хана
Премьерой спектакля «Хан — Абылай» закрыл 16-й театральный сезон областной казахский музыкально-драматический театр имени Ш. Хусаинова. Нынешний творческий график коллектива, ставший посвящением 300-летию великого Абылай-хана, был весьма насыщенным, пронизанным историко-патриотической тематикой. Напомним, что начало театральному сезону положил спектакль «Абылай-хан» С. Жунусова, позже зрители увидели постановку «Кенесары-Күнімжан» Д. Рамазана.
Стоит отметить, что кокшетауский зритель первым в республике увидел абсолютно новую постановку, в создание которой вложили силы два больших таланта: драматург, лауреат Государственной премии, кавалер ордена «Парасат», обладатель премии «Платиновый Тарлан» 2007 года Иран Ғайып и известный режиссер-постановщик, народный артист РК, профессор Ергали Оразымбетов, воплотивший ее на подмостках областного казахского театра.
Среди постановок о великом казахском хане, не единожды шедших на сцене областного казахского театра, «Хан — Абылай» -спектакль, отличающийся от всех других новыми гранями, с максимальным привнесением собственно-режиссерской интонации. Каждая его мизансцена несет в себе глубокий философский подтекст, понятный, подчас, зрителю пытливому.
Тем не менее, при всей сложности восприятия достоинство этой исторической драмы в том, что в ней нет места какому-то надрыву или набившей оскомину патетике, как правило, связанной с именем великого казахского полководца. На сцене оживают суровые, полные драматизма времена джунгарского нашествия. Беда заставила казахов задуматься над тем, что лишь объединившись, можно достичь победы. Разрозненные действия отрядов, созданных по родовым признакам, сменились действиями общими, скоординированными. Сценическое действо, где был пленен, а затем и освобожден султан Абылай, который, будучи молодым, но бесстрашным воином, вместе с тем отличается здравомыслием, мудростью не по годам, сворачивает к житейской философии: какими бы ни были великими правители, прежде всего, они — люди и частные факты взаимоотношений героев — тоже история. Словом, спектакль нескучен.
Из гармоничной актёрской игры, настолько сильной и слаженной, трудно кого-то выделить, каждый был на своем месте. Еще одним достоинством актеров является тот факт, что они превосходно декламировали текст пьесы, написанной Иран Ғайыпом в стихах.
Главную роль — хана Абылая, как всегда, блестяще сыграл ведущий актер театра Жарас Калдаров. Параллельно образу казахского полководца, другой ключевой фигурой постановки выступает калмыкский контайчи Галдан Церен, которого не менее талантливо показал Толеубек Конбай.
Как отметил позже, на пресс-конференции, драматург Иран Ғайып, в контексте сегодняшнего времени спектакль назван «Хан Абылай», а на самом деле, это повествование о трагической судьбе джунгарского народа, исчезнувшего с лица земли, и его правителе. Он предстает перед зрителем одновременно и убитым от горя отцом, недавно потерявшим сына — Шарыша-богодура, которого в схватке убил двадцатилетний Абил-мансур, и храброй личностью, искренне переживающей за будущее своего народа, и правителем, о чем говорит выпрямленный корпус, властные жесты, постав головы. Великий Галдан Церен — герой, спаситель Отечества — лишен покоя, его мятущаяся душа полна сомнений, так, что он даже пугается дурного сна, как предвестника плохих событий. Но нельзя показывать страх и слабость тем, кто боготворит его — такова ханская участь.
Прекрасно созданы актерами роли известных исторических личностей того времени — Казыбек би (Елтай Мустанов), Жабек батыра — друга Абылай-хана (Зулкапил Батихан), султана Кунторе (Медет Хамзин).
Есть в драме о сражениях, гибели, народном горе место и любви, которая возникла между юной джунгаркой Шаган (Ризат Кылышбаева) и казахским батыром Жабеком.
Во время одной из встреч девушка с горечью говорит своему возлюбленному: «Мой народ гибнет. Не станет правителя Галдан Це-рена, не станет и нас…». То есть, режиссер подводит зрителей вплотную к вопросу: почему столь мощная кочевая империя исчезла с лица земли, практически не оставив после себя никаких следов? Ответ один: отсутствие единства сыграло решающую, если не главную, роль в исчезновении Джунгарии.
Спектакль пронизан важными понятиями, как единство, патриотизм, вера, любовь к своему народу, об этом стремились рассказать авторы в постановке о переломном для государственности периоде, героической борьбе казахского народа за свою независимость. Наблюдательный зритель уловит и многочисленные штрихи, и мелкие детали, с помощью которых авторами образно и тонко проведена параллель между историческим прошлым и современностью. К примеру, в художественном оформлении спектакля присутствует свастика, как олицетворение зла вообще, родившегося вместе с человеком. И напомнить людям об этом качестве, — может быть, уберечь от негатива сегодня.
Все время, пока длилась постановка, а это один час двадцать минут, в зале стояла какая-то особенная тишина, так захватила зрителя игра актеров, каждый из которых выложился на все сто процентов. Судите сами: аплодировать в процессе спектакля не принято, но зрители, не сумевшие сдержать эмоций, несколько раз рукоплескали прекрасной игре актеров: монологу прославленного Казыбек би, мастерски сыгранной сцене последней встречи Абылай-хана с султаном Кунторе, который предал его Галдан Церену, другим.
«Хан Абылай» — масштабное полотно с впечатляющей сценографией, безусловно, найдет не парадного, а своего благодарного зрителя. Вторая премьера исторической драмы состоится 22 сентября, в дни празднования в Кокшетау 300-летия Абылай-хана.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.