По обращению в редакцию
Непрекращающийся сутками снегопад, налетающий вихрем осенний листопад, ураганные ветры, участившиеся в последнее время… Для нас, горожан, это всего лишь явления природы, порой досадные, а порой радостные. А для дворников это означает, что работы прибавляется.
В зимний сезон они приступают к своему хлопотному труду с 8 часов утра, в летнее время с семи. В праздничные и выходные дни в обязательном порядке выходят на дежурство.
Александр Леденев и его супруга Нина — дворники со стажем. В их бригаде постоянно работают те, у кого стаж работы насчитывает более 10 лет. Людей не устраивает, сколько им платят за тяжелый физический труд? Как рассказывают, они многократно обращались по этому поводу к руководству ТОО «Кокшетауское ДЭУ», возглавляет которое Сансызбай Сеитов. Вот под этим последним письмом стоят десятки подписей с вопросами: как им жить? Ведь с учетом повышающихся тарифов на комуслуги и цен на рынке 30-ти тысячная зарплата никак не залатает дыр в семейном бюджете.
Встретившись с господином Сеитовым, мы задаем ему главный обозначенный в жалобе вопрос: можно ли увеличить оплату труда дворникам и стоит ли вообще такой вопрос на повестке дня?
Сансызбай Нуралиевич в ЖКХ не новичок, прошел не одну ступеньку служебной лестницы.
Сказал так: «Как только область возглавил Косман Айтмухаметов, первое, что сделал новый аким, поинтересовался, сколько надо денег, чтобы убрать город. То есть, от жилкомсферы он потребовал реальных экономических подсчетов всех этих затрат. Мы надеемся на изменение подходов в решении этих вопросов.
Да, я, конечно же, заинтересован удержать своих работников. Сегодня ясно всем: для уборки областного центра нужны дополнительные средства, но где их взять?! К примеру, чтобы предотвратить паводок, пришлось бросить все силы, нанимали КамАЗы. Восемь миллионов тенге — такова сумма, которую нам за проведенную работу задолжали. В случае расчета с ДЭУ, я бы мог выплатить пособия и премии своим сотрудникам, что делалось регулярно в прошлые годы. Есть надежда, что в конце года недоосвоенные бюджетные средства все же перебросят нам, но могут ли ждать люди, у которых на руках кредиты на приобретение необходимых в быту товаров. Даже пять тысяч тенге сегодня для них реальная и весомая сумма…
Ежедневно рапортовали о том, сколько вывезено снега. Расчищали мы от снежного завала забитые лотки по дорогам, свалки в частном секторе. В ЖКХ же финансирование до сих пор идет по остаточному принципу распределения. Мы честно отработали свои объемы, а когда вот с нами рассчитаются, незнаем…
Говоря об остальных проблемах своего производства, Сеитов не мог скрыть волнения: «Кадры, вот что меня более всего волнует. Костяк работников — люди предпенсионного возраста. Уйдут, кто придет вместо них? Молодежь вряд ли за эти деньги выйдет расчищать тротуары и мести площади. Труд дворников относится к малоквалифицированному, но это тяжелый физический труд. Квадратура уборки рассчитана от тротуара к дороге, а вот от тротуара до самого дома дворникам приходится подчищать мусор бесплатно, но они вынуждены это делать, потому как люди наши к порядку мало приучены. Молодые ребята оставляют после своих ночных посиделок перевернутые вверх дном урны. Зачастую наутро все их содержимое валяется на брусчатке — и это в самом центре города. Или вдребезги разбивают бутылки из-под пива, повсюду горы шелухи от семечек, валяются окурки, пластиковые пакеты, обертки из-под шоколада. Молодежь швыряет, где ест, бросает, где пьет, а что творится после массовых мероприятий?!
Наши обслуживаемые участки — от облбольницы до улицы Горького по улицам Акана серэ, Ауельбекова, Абая, Кенесары. Убирать улицы мы должны шесть раз в месяц, а на деле вынуждены до десяти раз, иначе центр города погрязнет в мусоре. Всего по Акана серэ, от больничного городка до улицы Горького, 38 микроучастков. Их уборка-задача 40 человек. Норма на одного работника: зимой 1500 квадратных метров, летом — 3000. Но проблем зимой, конечно, больше. К примеру, как вычищать от снега места парковок автомобилей? Люди оставляют свои машины, оккупируя территории близ офисов, магазинов, учреждений. Поливальные машины на ходу летом с пяти утра. Были случаи, когда молодежь, гулявшая до утра, их путала с такси, требуя отвезти домой».
За комментариями редакция обратилась к заместителю акима города Кокшетау Марату Аубакирову. Он, в свою очередь, тоже посетовал на то, что в наше мобильное время следует менять подходы к управлению в сфере ЖКХ и посоветовал изучить передовой позитивный опыт местного предприятия «Кокше жардем», где и зарплата у дворников повыше, и автопарк побогаче, и участие в тендерах стало нормой. «Работать по старинке и ссылаться на бездействие исполнительной власти проще, — заметил Аубакиров, — однако в силах и компетенции господина Сеитова взять, наконец, опережающую инициативу в свои руки, стать заинтересованным в увеличении прибыли предприятия и соответственно оплаты труда своих работников, искать новые креативные подходы в деятельности ДЭУ — эксплуатационного управления, не бояться участвовать в тендерах.
Мы, естественно, найдем возможность рассчитаться с ДЭУ, но сидеть сложа руки, когда в то же самое время конкурирующие в сфере ЖКХ предприятия увеличивают объемы и имеют возможность поднимать зарплату сотрудникам, это невыгодно самому ДЭУ».
Люди, убирающие улицы и дворы — это наши люди. В областном ведомстве соцзащиты чиновники искренне удивились письму дворников: «А что, разве 30 тысяч — это мало? В ОАО «Тыныс» работа тяжелее, а люди получают 60-70 тысяч…(!?)»
Думается, все дело в том, что по большому счету этот вопрос никого не волнует: ни частника — работодателя, ни местную исполнительную власть. Пока начальники кивают друг на друга и рассуждают об изменении подходов в управлении ЖКХ, дворник все равно при любой погоде выходит махать метлой.
Алия АХЕТОВА.