«Порадеть родному человечку» все сложнее

Это требование времени. Иметь электронно-цифровую подпись чуть ли не с рождения сегодня должен каждый казахстанец, — говорил на брифинге по вопросам качественного оказания государственных услуг руководитель управления государственных услуг областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Адильбек Мухамеджанов, отвечая на один из вопросов корреспондентов.

А вопрос заключался в следующем. Как получить направление в детский сад ребенку, которого в силу непростых жизненных ситуаций воспитывает бабушка (мама, папа с ограниченными возможностями здоровья), не имеющие не только ЭЦП, но и компьютера, смартфона? И не только не имеют, но и не умеют ими пользоваться… Отнюдь не гипотетическую ситуацию может осложнить и то, что в их ближнем окружении нет человека, кому можно было бы поручить заняться этим.

Поводом для вопроса стало выступление методиста по вопросам устройства детей в детские дошкольные учреждения отдела образования г. Кокшетау Алии Омирзаковой. Она детально рассказала о современной системе, начисто исключающей влияние человеческого фактора, а значит и коррупционные риски. Те, кому приходилось «устраивать» детей в детские сады в советское время, лучше иных многих оценивают преимущества современной системы. И все-таки вопросы «Но как же?» возникают.

Единая электронная очередь (в разрезе года рождения ребенка) формируется только в зависимости от даты подачи заявления, указанному в заявлении родителей. Очереди в конкретный детский сад не существует. К категории внеочередников относятся только дети военнослужащих и работающих в спецгосорганах. Дети, законные представители которых являются инвалидами и оставшиеся без попечения родителей дети-сироты, дети из многодетных семей и с особыми образовательными потребностями относятся к числу первоочередников. Они получают направление в соотношении один к трем.

Алгоритм действий таков: получить ЭЦП, зарегистрироваться в информационной система (e.akmola.kz), ознакомиться с инструкциями, расположенными на главной странице. Можно, не выходя из дома, не только подать заявление на постановку в очередь, но изменить уже поданное заявление (отредактировать контактные данные), отозвать заявление, получить направление. Имеющиеся свободные места в данной системе указываются ежедневно.

Получение направления в частный детский сад по государственному заказу возможно в случаях: ребенок старше трех лет, стоит в общей очереди, в детском саду имеются свободные места. При получении направления в частный детский сад по государственному заказу номер очереди значения не имеет. Получив направление в частный детский сад, ребенок из общей очереди снимается, но имеет возможность вновь стать в нее Если очередь подошла, то заявителю на указанную им электронную почту и по номеру телефона придет уведомление об этом. Если заявитель в регламентное время (с 9 утра до 20 часов вечера) в течение трех дней направление не получает, то это место становится доступным всем очередникам, чьи дети находятся в том же возрасте. При этом, заявитель, не выбравший детский сад, в очереди остается.

Вот здесь и возникает «Но как же?». Получается, если не «кто смел, тот и …», то во всяком случае, «кто у компьютера дежурил, тот и направление получил»? Несмотря на дату постановки в очередь? Ответы спикеров подтвердили, что «да, получается так».

Направление получено, ребенок с очереди снимается автоматически. Если родитель в течение пяти рабочих дней после получения направления не приводит ребенка в детский сад, то направление будет находиться в стоп-листе 10 рабочих дней. Эти 10 дней место его ждет. На время нахождения в стоп-листе возможность получения направления другими очередниками будет заблокирована. Если заявитель просрочит срок действия выданного направления два раза, то ребенок автоматически с очереди будет снят.

Второе «Но как же?». Родители именно в этот период в отъезде, больнице…

— Консультируем, разъясняем лично, в СМИ… В каждом из ЦОНов выделен компьютер, где родитель или его доверенный может поставить ребенка в очередь. Планируем для этих целей установить компьютер в каждой школе, там социальные педагоги помогут, — разъясняла Алия Омирзакова. — Большего сделать не имеем права и не можем, если бы и захотели.

Так что альтернативы электронной очереди, как и цифровизации в целом, нет и не будет. При этом, не только возможность «порадеть родному человечку» начисто исключается, но и должна возрасти наша с вами, уважаемый читатель, ответственность за свой уровень общей и компьютерной грамотности. В противном случае, рискуем госсуслуги оперативно не получить, ребенка лишить права на гарантированное государством место в детском саду.

А государственные услуги по справедливому замечанию Адильбека Мухамеджанова сопровождают нас «от рождения до тризны» — со свидетельства о рождении до справки о смерти. 85% всех услуг (за девять месяцев этого года акмолинцы получили их без малого три миллиона) оказываются в электронном виде.

На портале электронного правительства при помощи ЭПЦ, одноразового CMC пароля можно получить 44 вида госуслуг, среди них справки: адресную, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество или отсутствии такового… Опять же, не выходя из дома, не прося госслужащего поторопиться, принять вне очереди…

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также