Состав подвижен, путь открыт…

На открытом воздухе, в дождь и снег, жару и холод приходится выполнять свои служебные обязанности составителю поездов, обладателю одной из самых мужественных профессий на железной дороге. Круглые сутки под неумолчный перестук колес разбегаются по рельсам в разные стороны грузовые и пассажирские составы, их ждут и готовы принять на каждой станции по пути следования.

Для Анатолия Артамонова, составителя поездов станции «Аккуль» с 42-летним стажем, давно уже нет плохой погоды, по его мнению, это последнее о чем надо думать, заступая на смену:

— Конечно, в мороз или буран достается. Но это мелочи.

Начальник станции Галымжан Ержанов отмечает, что составитель поездов — очень ответственная должность, практически всю смену надо находиться на открытом воздухе. Специалист отвечает за формирование или расформирование поездов, за точность и безопасность при маневрах состава. Профессия интеллектуальная, но без хорошей физической подготовки и выносливости делать здесь нечего, ведь это постоянная работа на путях, при любых погодных условиях. Немаловажное значение имеют личностные качества: приходится управлять бригадой маневрирования состава; успех маневров зависит от точных и своевременных команд составителя поезда, поэтому незаменимо умение быстро осваивать новые навыки, что возможно лишь с опытом.

Для Анатолия Артамонова все перечисленные качества, просто «семечки», он принадлежит к числу тех счастливых людей, кто любовь к своей специальности пронес через всю жизнь, ни разу не пожалев о сделанном однажды выборе. До сих пор помнит, что именно в 13 лет твердо решил: буду железнодорожником! Может на это повлиял пример отца-машиниста или   пареньку что-то свое надиктовали колеса вагонные, но в далеком 1974 году, только получив паспорт, сразу пошел устраиваться монтером пути на станцию «Аккуль». С тех пор разлучался с железной дорогой только однажды, да и то не по своей воле — уходил служить в армию.

Свой стаж составителем поездов Анатолий Иванович считает с 1976 года. С благодарностью вспоминает своего первого начальника станции Жанибека Сапарова, наметанным взглядом опытного руководителя разглядевшего в худеньком, напористом пареньке задатки хорошего работника — ответственного, дисциплинированного, трудолюбивого. Без этих качеств на железной дороге работать трудно, потому что это зона повышенной опасности. О чем рядовые граждане часто забывают, позволяя себе легкомысленное поведение на путях. И это тоже является постоянной головной болью железнодорожников. Поэтому Анатолий Артамонов всю смену не теряет бдительности, особенно в ночное время внимательно вглядываясь в темноту, чтобы не пропустить зеваку, пересекающего пути.

Особенно это актуально в Акколе, где железная дорога тянется через весь город, разбивая его на две части. Вообще, ему приходится работать на многих станциях в обе стороны от «Аккуля», везде чувствует себя как рыба в воде, за столько лет все стало родной стихией.

Время летит незаметно: буквально через месяц Анатолию Ивановичу уходить на пенсию. Он оставляет достойную смену, сам же и воспитал за долгую трудовую жизнь целую плеяду молодых специалистов. Недаром говорят, если справился с обязанностями составителя поездов — по плечу должность любого ранга. Так что наш герой в буквальном смысле дал путевку в жизнь вчерашним выпускникам железнодорожных факультетов.

«Я бы еще работал, да вот здоровье подводит, — с ноткой грусти говорит Анатолий Иванович. Ему еще предстоит привыкать к спокойной и размеренной жизни на заслуженном отдыхе. Но на этот случай у него уже готов план: «Я же рыбак заядлый, дело себе найду. Впереди зима — буду на льду пропадать, мороза не боюсь!».

Светлана ВЛАДИМИРОВА.

г.Акколь.

Читайте также