Пилотный проект социального назначения

Сколько инстанций сегодня нужно пройти человеку, чтобы оформить инвалидность и получить все полагающиеся при этом выплаты и средства реабилитации?

Не только сами люди, полностью или частично утратившие трудоспособность, но и их родные и близкие хорошо знают, что, увы, множество: посещение докторов, очное освидетельствование медико-социальной экспертизы… При этом у некоторых иногда остаются сомнения: верно ли определили степень утраты трудоспособности? Почему, допустим, вторая группа инвалидности, а не первая? Возможно, сомнения безосновательные, но обсуждаемые со знакомыми. Затем: заявление в госкорпорацию «Правительство для граждан», посещение отделов занятости и социальных программ…

— Мы знаем, что процесс получения этой госуслуги затягивается на многие дни, а часто и месяцы, — говорила 19 мая в Кокшетау вице-министр труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова. — Мы приехали как раз с целью запустить пилотный проект, позволяющий оформить пациенту инвалидность дистанционно, без его личного присутствия. Все, что должен будет сделать человек — пройти полное врачебное обследование.

Собранные заключения в электронном виде направляются в единую информационную систему министерства. Документы будут распределяться между независимыми экспертами. Рассматривая их, эксперты не будут знать ни фамилии, ни имени пациента. В случае подтверждения утраты трудоспособности, положенное государственное социальное пособие назначается без заявления получателя. Также, как и необходимые средства реабилитации. Потребность в них будет отражаться в информационной системе министерства, и уже оно будет заниматься их поставкой.

— Проективное оказание социальных услуг — одно из важных направлений цифровизации социально-трудовых отношений, — разъясняла Светлана Кабыкеновна. — При успешной реализации проекта будут решены множество вопросов. В частности, полностью исключен человеческий фактор при принятии решений по определению группы инвалидности для пациентов. Исчезнут любые сомнения в субъективизме, в вольной или невольной ошибке, допущенной при проведении медико-социальной экспертизы.

В дальнейшем планируется запустить портал социальных услуг, который даст возможность инвалиду реализовывать право выбора средства реабилитации, санаторно-курортного лечения. Все потенциальные поставщики в случае их соответствия квалификационным требованиям будут зарегистрированы в едином регистре, доступном для ознакомления. Сам инвалид сможет определить, к примеру, какой именно слуховой аппарат он приобретет, в какой казахстанский санаторий поедет. Конечно, при этом государство гарантирует определенный базовый пакет. Если человек считает необходимым пройти восстановительные процедуры в более комфортном санатории или приобрести более дорогостоящее средство реабилитации, он будет иметь право доплатить.

По ее словам, сомнений в готовности к нововведениям медицинских работников нет ни малейших. Проблема — в ограниченной пока возможности всей системы здравоохранения предоставлять сведения в оцифрованном виде. Далеко не все используемое сегодня медицинское оборудование по техническим параметрам может предоставлять сведения в электронном формате.

— Пока нет достаточного количества цифровой медицинской аппаратуры, будем работать «в ручном режиме», — обращалась Светлана Кабыкеновна к сотрудникам кокшетауских поликлиник. — Все поступающие сведения будем вводить в компьютер.

Она подчеркнула, что выбор на нашу область (всего в проекте задействованы четыре казахстанских региона) пал неслучайно: «Мы видим, что акмолинцы успешно реализуют еще один пилотный проект по внедрению комплексной информационной медицинской системы».

— Мы не раз посещали ваш завод, хорошо знаем его возможности, — говорила вице-министр на встрече с руководством АО «Тыныс». — Поэтому именно вам предлагаем наладить производство индивидуальных кресел-колясок с электрическим приводом для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

—  В ближайшие годы колясок с ручным приводом в стране быть не должно, — убеждена Светлана Жакупова. — При встрече с Премьер-министром Бахытжаном Сагинтаевым мы обговорили возможность установления двух-, трехлетнего моратория на их замену, чтобы все средства направить на организацию производства электрических колясок.

Если АО «Тыныс» приступит к производству, то будет решаться вопрос о создании совместного предприятия с одной из немецких компаний. Причем, часть необходимых комплектующих (силикон, кожа…), по замыслу авторов проекта, будут производиться на ИП, организованных малообеспеченными гражданами — получателями АСП.

—  Мы хорошо понимаем, что это проект не столько коммерческий, сколько социальный, -говорил директор АО «Тыныс» Кайрат Калманбаев. — Техническая его сторона проблем для нас не представляет. Надо решать вопросы финансирования и сбыта. Подписанный между Министерством труда и социальной защиты населения РК и АО «Тыныс» Договор о намерениях предусматривает конкретный план мероприятий.

Аналогичный меморандум подписан и с акиматом Акмолинской области.

— Крайне важна координирующая роль акиматов. Проект будет успешным, если все будут работать слаженной командой, — отметила при этом Светлана Жакупова.

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также