6 АВГУСТА — ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА: Пусть чистой скатертью будет путь, Имя — в граните, память — в сердцах…, Аэропорт Кокшетау: новые авиарейсы востребованы, Мы выбираем дороги, а они нас, Железнодорожник в четвертом поколении

Чествовали
Пусть чистой скатертью будет путь
Вчера в стенах ДК «Достар» г. Кокшетау в преддверии Дня работников транспорта чествовали людей, чья профессия связана с дорогой — железной, автомагистралями, воздушными линиями. На торжественном собрании в адрес тех, кто большую часть жизни проводит в пути, звучали поздравления и добрые пожелания, передовикам вручались ведомственные награды, почетные грамоты.

Торжество открыл заместитель акима области Василий Крылов. Поздравляя работников от имени главы региона с профессиональным праздником, он отметил: «Транспортный комплекс — одна из ключевых стратегических отраслей отечественной экономики. Глава государства в одном из Посланий обозначил транспортный сектор и логистику драйверами развития современного Казахстана. Государство сегодня уделяет большое внимание развитию транспортного комплекса, утвержден ряд программных документов, направленных в том числе и на развитие сферы инфраструктуры. В рамках «Нұрлы жол» по области реконструировано 570 км автодорог.  В 2016 году объем грузоперевозок автотранспортом составил более 100 млн тонн, перевезено свыше 1 млрд 700 млн пассажиров. Перевозка людей производится по 212 маршрутам, организовываются новые социально значимые маршруты.

Развивается сфера железнодорожного транспорта. Протяженность стальной магистрали по области составляет более 2 тыс. км. Путь ветеранов отрасли, продолжают более 12 тыс. тружеников филиала АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы», которые осуществляют транспортное обслуживание трех крупнейших регионов Северного Казахстана.

Особое значение в экономике страны и развитии внутренних и внешних торговых отношений, в сфере туризма занимает авиационное сообщение. Надеемся, что в ближайшее время аэропорт г. Кокшетау прирастет новыми авиамаршрутами».

Василий Крылов вручил награды. Медали «Еңбек ардагері» удостоились водители ТОО: «Кокшетауский автобусный парк» — Виктор Телицын, «Степногорскавтотранс» — Сергей Шарпило и Шагинур Валиев, «Пассажирские перевозки города Атбасар» -Таган бай Турганбаев, ветеран Кокшетауской автоколонны — Николай Чукалов и другие.

Благодарственным письмом акима области отмечен труд начальника станции Кокшетау филиала АО «КТЖ -Грузовые перевозки» — «Акмолинское отделение ГП» Еркиса Молдакова, предпринимателя Жагипара Жаксыбаева и других.

Заслуженные ведомственные награды передовикам филиала АО «Қазақстан темір жолы — Грузовые перевозки» — Акмолинское отделение ГП» вручил его директор Нурым Жаниязов. Так, знаком «Почетный железнодорожник» отмечен труд начальника станции Джалтыр Сакена Жунусова. Нагрудного знака «Адал енбегі үшін» удостоились составитель поездов ст. Новоишимская Вячеслав Попков, машинист электровоза Ренат Абиров и другие.

Некоторые железнодорожники стали обладателями нагрудных знаков «Қозғалыс қауіпсіздігі үшін», звания «Касібі бойынша үздік», почетных грамот и благодарственных писем Президента АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы».

Продолжилась праздничная эстафета вручением ведомственных наград работникам филиала АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» — «Акмолинское отделение магистральной сети».

Завершением торжественной части, как водится, стал праздничный концерт. На этот раз от лучших солистов и коллективов ДК «Достар».

Рахим БЕКОВ.

Дань уважения

Имя — в граните, память — в сердцах…

Есть люди, память о которых впечатывается в душе навечно. Их делами, поступками. Любовью кближним.

Таким был Ураз Сарсекеев — личность многогранная, особенная, незабываемая. Почетный железнодорожник РК, начальник Кокшетауского отделения Целинной железной дороги в девяностые годы, руководитель Акмолинского отделения магистральной сети, он внес неоценимый вклад в развитие железнодорожного транспорта.

Открытие мемориальной доски Уразу Аскаровичу — всего лишь небольшая лепта, которую постарались внести его коллеги-железнодорожники в преддверии праздника.

Много добрых и искренних слов звучало в этот теплый августовский день в память об Уразе Аскаровиче. Своими воспоминаниями делились собравшиеся у здания Акмолинского отделения железной дороги -коллеги, руководители подразделений «Қазақстан темір жолы», ветеранских организаций, родственники.

«Ему всегда были присущи железная самодисциплина, принципиальность и огромное трудолюбие. Лучшие черты руководителя особенно проявились в самые тяжелые для экономики Казахстана годы, когда железная дорога перевозила грузы без оплаты, а железнодорожники получали зарплату товарами народного потребления. Задержки по зарплате доходили до шести месяцев. В этих условиях железнодорожному транспорту нужно было не только выжить, но и перестроить свою работу так, чтобы обеспечить конкурентоспособность как внутренних, так и внешних перевозок. И железнодорожники во главе с Уразом Аскаровичем выстояли, нашли правильные пути решения проблем», — делится директор филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» — «Акмолинское отделение ГП» Нурым Жаниязов.

«В общении с людьми он каждый раз находил свой, особый подход. Одной из главных задач он считал заботу о людях, ветеранах войны и труда. Хорошо помним то время, когда под его руководством было реконструировано здание вокзала на станции Қарағай, а жильцы аварийного дома в г. Кокшетау по улице Вернадского,11 были переселены в новый девятиэтажный дом по адресу Валиханова,156. При нем строились теплицы, цветочные оранжереи, плавательные бассейны, расширялась сеть торгового и бытового обслуживания. И это только немногое, что было воплощено в жизнь. Ураз Аскарович воспитал большую плеяду талантливых учеников, которые сегодня успешно трудятся в различных отраслях железнодорожного транспорта — Ермек Кизатов, Канат Альмагамбетов, Нуржан Кельбуганов, Амангос Баймагамбетов, Алибек Махамбетов, Сабит Рамазанов, Сакен Касенови многие другие», — с теплотой вспоминают коллеги-железнодорожники.

Источником вдохновения, энергии, надежным тылом для Ураза Сарсекеева всегда являлась семья. Вместе с супругой Валентиной Спиридоновной они воспитали замечательных детей Сергея и Татьяну. Рука об руку, заботясь и оберегая друг друга от невзгод, они дружно шагали, вызывая уважение и к своей семье, делясь безграничной добротой отзывчивого сердца с друзьями, коллегами и близкими. Валентина Спиридоновна более 30 лет проработала в Кокшетауской дистанции сигнализации и связи, где сейчас руководит сын Сергей Уразович. Дочь Татьяна — менеджер АО «КТЖ-Грузовые перевозки» в г.Астане.

Мероприятие завершилось экскурсией в Музей боевой и трудовой славы Акмолинского отделения дороги.

Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА-ТАСОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Аэропорт Кокшетау: новые авиарейсы востребованы

Международный Аэропорт Кокшетау, ставший важной транспортной инфраструктурной составляющей для нашего курортного региона, в текущем году открыл два новых авиамаршрута — внутренний и внешний.

Напомним, комплекс аэропорта, включающий в себя искусственную взлетно-посадочную полосу, аэровокзал, здания и сооружения технического назначения, топливно-заправочный блок, лабораторию ГСМ и сеть авиакасс, заработал в полную силу в 2013 году после масштабной реконструкции (2010-2013 годы). Как и предполагалось, кокшетаускому аэропорту был присвоен международный статус, на тот момент он стал одиннадцатым по счету в республике, соответствующим 1-ой категории по стандартам ИКАО (Международная организация гражданской авиации). В рамках реконструкции была удлинена и расширена взлетно-посадочная полоса с установкой светосигнального оборудования импортного производства. Это позволило принимать воздушные суда любого типа без ограничений — от АН-2 до «Airbus» и «Boeing».

По словам руководителя АО «Авиакомпания Кокшетау» Дастана Малиева, авиарейс, открытый в мае текущего года сообщением Москва (Домодедово ) — Кокшетау — Москва (Домодедово) от авиакомпании «S7 Airlines» на воздушных судах «Airbus А319», пользуется повышенным спросом. Впрочем, как и внутренние авиарейсы Кокшетау — Шымкент — Кокшетау, осуществляемые отечественной авиакомпанией «SCAT» на воздушных судах «CRJ 200» вместимостью 50 пассажиров дважды в неделю.

— С прошлого года действуют авиарейсы сообщением Актау-Кокшетау-Актау и Алматы-Кокшетау-Алматы, — говорит Дастан Малиев. — За первое полугодие текущего года пассажиропоток увеличился более чем на 50%, загрузка авиарейсов составляет 90%.

Алексей ЧАЙКА.

Мы выбираем дороги, а они нас

Жителя Державинска Ивана Ивановича Костенко я застал «в ближней командировке» — на приусадебном участке. И невольно вспомнил дворовую песенку, ставшую популярной едва ли не у всех провинциальных вокально-инструментальных ансамблей советского периода: «Созрели вишни в саду у дяди Вани…».

«Не созрели, а перезрели», — добродушно редактирует пенсионер Иван Иванович, одновременно сожалея о том, что ягоду нужно было раньше собрать, и что сегодня он опять остался «без путевки» для своего грузового авто… Но с возрастом нужно смириться, хочешь — не хочешь. А Костенко и в этом «бескомандировочном» положении свою выгоду поимел: распробовал, наконец, наслаждение от домашних забот, на которые раньше не оставалось даже минутки. «Не поверите: поздней ночью из рейса возвращаешься, «подшаманишь» машину к завтрашнему дню на всякий случай, и — бегом домой! А там не знаешь, кого первого обнять: детей или жену! С утра — новая командировка. Так и жили…», — осекся на воспоминаниях Иван Иванович — «Так и жили одной работой — рейсами: куда пошлют, с прицепом или с двумя, по равнине или по таким уральским подъемам — спускам, что дух сводит от одного только взгляда. У нас тогда на выезде из Державинского АвтоТЭП плакат висел: «Помни! Тебя ждут дома».

Ждала семья. Ждал дом. Жилищную проблему в то время решали форсированным методом — возможностей автопредприятия хватало только на то, чтобы возвести каркас, устроить кровлю, вставить окна и двери. Внутренние работы, включая настил полов, были заботами новоселов. Вот и надо было выбирать время, приехать без поломок, чтобы дома все «доводить до ума». Зато теперь, спустя десятки лет, эти коллективные постройки с садами-огородами, клумбами и подсобным хозяйством так и называют «тэбовскими». Здесь до сих пор живут ветераны-автомобилисты, их дети, внуки: Костенко, Ланивские, Долбаевы, Бакировы, Гума-нецкие, Куделюки… — всех их когда-то перезнакомила магистраль, сблизила и сроднила на веки. У них даже биографии схожи.

Сам Иван Иванович — с Кубани. Как и большинство послевоенных одногодок, мечтал о рабочей профессии. К своему удивлению прошел большой конкурс и был принят в ремесленное училище, но с условием: быть успевающим по всем дисциплинам. Не дай Бог получить две двойки! «Свои двойки я все-таки получил и был отчислен. В училище Волгоградской области пришлось начинать все заново», — тут Костенко задумывается, словно вспоминает, сколько раз ему приходилось начинать «с чистого листа». Когда получил первый грузовик — обрадовался. А оказалось, что там только облицовка на раме, да еще номер в придачу. Пришлось собирать по болтам-гаечкам, узлам-агрегатам. Зато ГАЗон он изучил на зубок, и машина его не подводила. Часто Костенко вспоминает добрым словом своих друзей — всегда помогали. У него друзей и вправду много, которые, как братья. Евгений Рушаков, например, это объясняет просто: «Иван Иванович сам по себе очень надежный товарищ, верный друг. Соответственно, к нему такое уважительное отношение».

Дорога свела Костенко и с семейным счастьем: он сам приехал в Державинск в гости и будущая супруга Мария Михайловна из Закарпатья — тоже. Тут познакомились и оба остались. Даже вместе работали: он — машину водил, преподавал автодело, она — медсестра предприятия. Так шоферское дело и передалось их сыновьям — Дмитрию и Ивану…

Сейчас супруги Костенко считают Державинск своей родиной. Не скрывают этого и даже гордятся: «Все дороги ведут домой. А наш дом — здесь». Это как в анекдоте: «Чем украинец отличается от хохла? Украинец живет на Украине, а хохол — там, где лучше». Для Костенко — здесь лучше: прижились, сроднились, свои корни пустили.

Григорий СПОДЕНЕЦ.
г. Державинск.

Предпраздничное интервью

Железнодорожник в четвертом поколении

«Перед железнодорожным транспортом стоят задачи комплексного развития и повышения эффективности, ускорения оборота подвижного состава, увеличения массы и скорости движения поездов, строгого соблюдения графика, обеспечения безопасности пассажиров, обслуживающего персонала и сохранности перевозимых грузов. В этом направлении работаем и мы», — говорит заместитель начальника станции Ерейментау филиала АО «Қазақстан темір жолы — Грузовые перевозки» Бейбут Туриханов.

—  Бейбут Габдуллаевич, считаете ли Вы свою профессию призванием?

— Конечно, я — железнодорожник в четвертом поколении! Прадед, Толеу Туриханулы, в Великую Отечественную воевал с фашизмом в составе железнодорожных войск. Дед, Кайыржан Толеуович, на ст. Ерейментау был регулировщиком скорости движения. Отец, Габдулла Кайыржанович, 21 год работал в Ерейментауской дистанции пути ПЧ-18 дорожным мастером. В 2005 году после окончания Казахской академии транспорта и коммуникации им. М. Тынышпаева по специальности «Инженер по организации перевозок на железнодорожном транспорте и дорожного движения» попросился на родину. Начинал дежурным по парку. Через год назначили дежурным станционного поста электрической централизации. Затем три года был дежурным по станции и шесть лет ревизором движения по безопасности Павлодарского отделения дороги. Становлением и ростом обязан своим наставникам Нине Новчан, Николаю Бакаеву, бывшему начальнику станции Бахытжану Токушеву и нынешнему ТурсунуАлайдарову.

Насколько обширны задачи, выполняемые станцией?

— Речь будет идти о технических характеристиках, в первую очередь Павлодарского отделения грузовых перевозок. Железнодорожные участки находятся в регионе промышленной добычи угля, цветных металлов, развития энергетики, машиностроения и легкой промышленности. Отделение перевозок обслуживает территориально-производственный комплекс, включающий в себя: в Павлодаре — алюминиевый, нефтеперерабатывающий заводы, три ТЭЦ, ферросплавный завод и ГРЭС, в Экибастузе — угледобывающие разрезы, три ГРЭС и предприятия стройиндустрии. Границами отделения являются станции Ерейментау, Дегелен и Кулунда Западно-Сибирской железной дороги РФ — внешний стык. Характер работы погрузочно-выгрузочный. В сутки грузятся до 3 тыс. вагонов. Магистрали тянутся по Акмолинской,  Павлодарской областям  и заканчиваются в Алтайском крае России. Общая эксплуатационная длина всех путей составляет 1069,2 км.

Станция Ерейментау — транзитная и узловая?

-Да, и I класса. Работает на три направления: Астана, Экибастуз и Айсары. Причем, участок от Астаны до Экибастуза считается самым грузонапряженным в Казахстане. В советское время по нему проходили до 45 пар поездов в сутки. Сейчас — до 30. На станции Коржункуль вагоны загружаются каменным углем, Бозшаколь — в ГОКе медной рудой, Енбекшильдер — железной. Доставляется уголь на ТЭЦ золоторудной Алтынтау До 50 вагонов ежесуточно загружаются на ст. Тургай в Кызылтуском месторождений молибдена. Из пяти поездо-участков два наши: Ерейментау-Екибастуз и Ерейментау-Айсары. Из Акмолинского отделения ежесуточно поступает 1545 грузовых вагонов, 1400 из них проходят транзитом на отделение Российских железных дорог и на Семипалатинское, остальные остаются на местной работе.

На нашей станции два локомотивных депо: оборотное Экибастузского эксплуатационного ТД-21 и Ерейментауское филиала ТОО «Локомотив-2030» (ТЧ-13). Участок Павлодар-Астана обслуживают машинисты-электровозы. От Ерейментау до Айсары — тепловозная тяга. Восстановлены длинные «плечи» от Ерейментау до Курорт-Боровое. ТОО «ТМЗ Сервис Казахстан» -филиал Тихорецкого машиностроительного завода им. В.В. Воровского по всей нашей стране проводит капитальный ремонт специального  подвижного  самоходного  состава,  обслуживание  дрезин, пуско-наладочные работы

Пассажирских поездов не много. По маршруту «Астана-Защита» ходит скоростной «Тұлпар-Тальго». Пригородные электропоезда высокой комфортабельности «Астана-Павлодар» и «Кокшетау-Ерейментау».

Вы последовательно проходите ступени роста, но дольше были ревизором движения…

—  Его называют отцом участка и он регулирует все три смены. Ответственность очень большая. При решении кадровых вопросов, к примеру — кого на какую станцию назначить начальником — директор движения вначале, как правило, спрашивает ревизора.

Кадры решают все?

—  Несомненно. Поэтому, пользуясь случаем, хотел бы поздравить весь наш коллектив, который насчитывает порядка 80 человек, с профессиональным праздником! Более 30 лет работает регулировщиком скорости движения на горке малой мощности Серик Шайзин. Дежурным по станции -единственная женщина Улболсын Азиева. В зоне повышенной опасности трудятся составители поездов. Из старожилов — Рузиль Назмудинов. В 2013 году по Павлодарскому отделению он по итогам соревнований среди сотрудников равных специальностей признан лучшим. Хочется сказать спасибо за честный труд дежурной по парку Ольге Филипенковой, начальнику грузового района Наталье Фишер и многим другим. С Днем работников транспорта!

Марат НУРСЕИТОВ.
г. Ерейментау.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также