«Сделано в Казахстане». Когда имя красит товар

Послание Президента: первый приоритет

Создание отечественного бренда — нелегкий труд, требующий много усилий как от государства, так и бизнеса. Чтобы имя начало работать на товар, предстоит поработать на это имя не один год. Кодовый знак «Сделано в Казахстане» во многих странах мира уже стал восприниматься эталоном экологически чистых продуктов питания. Однако потенциал агропромышленного комплекса далеко не исчерпан по многим позициям.

Каков вклад Акмолинской области в продвижение бренда «Сделано в Казахстане», какие вырисовываются перспективы? Об этом «АП» рассказывает заместитель руководителя облуправления сельского хозяйства Хасым Иткусов.

— Акмолинская область прежде всего — крупный зерносеющий регион. Учитывая это обстоятельство, львиную долю в валовом производстве продукции сельского хозяйства занимает пшеница. Это по-прежнему основной наш экспортный продукт. Приведу пример в цифрах: по итогам 2016 года экспортировано продукции в ближнее и дальнее зарубежье на 210 млн долларов, 65% здесь занимают зерновые, в основном, пшеница, как в чистом виде, так и переработанном в муку — 1 2% от общего объема экспорта хлеба. Ориентированы на зарубежные поставки крупные ТОО и перерабатывающие предприятия: «Урожай» Жаксынского района, под маркой «Атбасар» поставляется мука в Кыргызстан, Узбекистан и Китай предприятием «Inter Trade» (в 2016 году объем экспорта достиг почти 7,5 тысячи тонн), мукомольные предприятия группы компаний «Логос грейн» и другие. В своем Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент ясно дает понять, что «нам необходимо обеспечить переход от сырьевого производства к выпуску качественной, переработанной продукции». И это не только первичная переработка пшеницы и получение муки. Качество зерна, выращиваемого в регионе, на высоте. Недаром именно наша пшеница пользуется огромным спросом во всем мире. От экспорта зерна мы никуда не уйдем, это понятно. Тем не менее, надо стремиться наладить глубокую переработку зерновых у себя. Есть переработка, есть добавленная стоимость к продукту. Например, производить макаронные изделия. К сожалению, крупных действующих предприятий, которые могли бы конкурировать на внешних рынках, пока в регионе нет. Готовится к запуску завод по производству макарон в Аршалынском районе по итальянской технологии. Его мощность 24 тонны в сутки. Пока, естественно, он будет работать на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Но главное — начало положено.

Большой экспортный потенциал имеет продукция животноводства, показатели зарубежных поставок не столь впечатляющие, ведь необходимо удовлетворить собственные потребности в мясе и продуктах его переработки, молоке, яйцах. Тем не менее работа в этом направлении движется.

Переработкой мяса занимаются 15 предприятий, их суммарная мощность около 23 тысяч тонн. А по итогам прошлого года мы произвели 56 тысяч тонн мяса всех видов. То есть имеем возможность перерабатывать почти половину.

По пищевому куриному яйцу картина, кстати говоря, несколько иная. Производим 780 млн штук в год, а это практически в 3 раза выше потребности. Этот дешевый белковый продукт большими партиями отправляется в другие регионы страны, что называется, «с колес», солидна и экспортная доля. С вводом второй очереди птицефабрики ТОО «Казгер Кус» Енбекшильдерского района куриное яйцо поставляется на рынки Центральной Азии и Ближнего Востока (Таджикистан, Туркменистан, Пакистан). По итогам прошлого года предприятием экспортировано 89 млн штук яиц, за пять месяцев 2017 года — почти 28 млн штук.

Если говорить о брендах, которые стали узнаваемы не только в Казахстане, но и за рубежом, мясоперерабатывающий комплекс «Бижан» сейчас на слуху. Предприятие экспорториентированное, на большие объемы оно пока не вышло по всем видам переработки мяса. Реальная возможность экспортировать появилась по мясным консервам, бижановцы не упускают ее, заключая договора на поставку с РФ.

Мясные полуфабрикаты под казахстанским брендом «Бакара» с 2014 года поставляются в супермаркеты г. Москвы предприятием «Астана-Агропродукт» Коргалжынского района с производственной мощностью 5 тысяч тонн в год. Мраморную говядину премиум-класса предлагает ТОО «Kaz Beef». География экспортных поставок в Россию довольно обширна. Это город Санкт-Петербург, Ленинградская, Свердловская, Челябинская области, Краснодарский край и другие регионы. Хорошо известен россиянам отечественный бренд «Курочка ряба» от ТОО «Capital Projectc LTD» Целиноградского района. Предприятие-двадцати-тысячник уверенно приближается к заявленным объемам производства мяса птицы, в том числе и охлажденного, продукции его переработки.

Фирменные колбасы «Бакара».

Молочная продукция тоже имеет узнаваемые марки. Не могу не упомянуть «Агрофирму «Родина», пусть она и работает исключительно на внутренний рынок, преимущественно на столичный.

Нашла свою нишу в приграничных регионах РФ молочная продукция под торговым брендом «Садовое» перерабатывающего завода Зерендинского района ТОО «Milk Project». За 2016 год было экспортировано 1344 тонны, за пять месяцев текущего — более 600 тонн. В сравнении с прошлым годом экспортное направление значительно увеличено.

Бренд ТОО «Milk Project» хорошо известен не только акмолинцам

В Китай экспортируется растительное масло ТОО «Бота-2015» Бурабайского района, постепенно завоевывает рынок бренд растительного масла «Кокшетауское», производимого ТОО «ВI i с Terminal» в Зерендинском районе. По итогам пяти месяцев производство растительного масла увеличено на 46%. Динамика роста наблюдается и по другой продукции АПК.

Огромные перспективы по производству мяса птицы связаны со строительством птицефабрики ТОО «Макинская птицефабрика» в Буландынском районе. В следующем году планируется запуск первой очереди проекта, это 25 тысяч тонн, а полная мощность — 50 тысяч тонн. Нам столько не надо, поэтому в планах предприятия — экспорт и еще раз экспорт на российский и китайский рынки. С вводом в эксплуатацию Макинской птицефабрики Акмолинская область будет производить до 66 тысяч тонн мяса птицы в год.

В Астраханском районе совместно с компанией «JetStream» (Великобритания) ТОО «Бавария Продакт» строится крупный современный свинокомплекс на 2,5 тыс. голов, с глубокой переработкой продукции мощностью 5,5 тыс. тонн в год.

Беседовал Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также