Бережливое производство: мелочи, создающие ценность

Партийное кураторство

Автосборочный завод АО «КАМАЗ-Инжиниринг» послужил площадкой для выездного заседания комиссии регионального партийного куратора «Hұp Отан» по направлению «Индустриальное развитие».

На повестку дня был вынесен вопрос о применении системы бережливого производства промышленными предприятиями региона. АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в качестве площадки выбрано неслучайно -его руководитель Сергей Кистин, сам являющийся партийным куратором этого направления, основы бережливого производства заложил на предприятии еще несколько лет назад. Использовал за образец как мировую практику, так и производственную систему «КАМАЗ» (PSK), внедренную в ПАО «КАМАЗ» в Набережных Челнах.

Небольшая экскурсия по цехам предприятия дала наглядное представление о том, что же такое бережливое производство. Как работает система, видно уже на первой позиции главного конвейера завода, где на «голую» раму будущего грузовика устанавливаются узлы и агрегаты тормозной системы и рулевого управления.

— Потери — это основная проблема любого производственного процесса, — рассказывал и показывал главный специалист предприятия Александр Казаков. — Основная задача их выявить и в последующем устранить. Когда-то эта позиция выглядела совершенно иначе: оператор делал множество ненужных движений, теперь же все агрегаты, необходимые детали и крепежные элементы под рукой: повернулся, взял, прикрутил. Выиграно время, значит, сокращены потери, создана ценность.

Разработаны визуализированные стандарты операционных карт. Они закреплены на каждой позиции для облегчения процесса обучения новичков. Каждая деталь, инструмент, вплоть до уборочного инвентаря -все расположено в строго отведенных местах. Конвейер благодаря этому прозрачен, нет нагромождения. Вроде бы мелочь, но именно на таких мелочах выстраивается система бережливого производства.

После экскурсии состоялся детальный разбор внедряемой системы, получившей в странах СНГ собственное название — бережливое производство. Тем не менее зиждется оно все на тех же принципах, предложенных когда-то японцем Тайити Оно — всемирно признанным основателем «Toyota Production System» (TPS).

— Потерями в процессе производства называются все действия, не создающие ценности с точки зрения потребителя, — пояснял Александр Казаков явно заинтересовавшимся представителям производственных предприятий города, специально приглашенным на заседание комиссии партийного куратора. — Некоторые из потерь невозможно ликвидировать, но минимизировать вполне реально. Перепроизводство, транспортировка материалов и наличие излишних запасов, лишние этапы обработки, ожидание следующей производственной стадии, ненужное перемещение людей, производство брака — это явные и скрытые потери.

Один из элементов системы бережливого производства, успешно применяемых в АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — это философия «кайдзен» (изменение к лучшему). В этот процесс вовлечен весь коллектив завода, предложившему какое-либо совершенствование производственного процесса, ведущее в конечном счете к сокращению потерь, полагается вознаграждение. Мотивация оказалась действенной, именно так, например, появились стенды для инструмента с обведенными контурами каждого ключа — простой и удобный органайзер на рабочем месте. Непрерывные улучшения, как правило, не требуют значительных затрат или инвестиций, поэтому могут внедряться во всех процессах.

Как выяснилось, инструментов в бережливом производстве много, некоторые из них представляют собой самостоятельные подсистемы. Например, принцип «трех не» (НЕ принимай брак, НЕ производи брак, НЕ передавай брак) представляет собой сложную схему менеджмента качества; подсистема «канбан», предназначенная для снижения запасов, поставки продукции точно вовремя и в нужной последовательности; «андон», предназначенная для оперативного информирования персонала об отклонениях в производственном процессе.

Что же дала система бережливого производства в итоге? На этот вопрос ответил Сергей Кистин:

— Если раньше такт производства одного автомобиля занимал 90 минут, то сейчас есть четыре автомобиля в смену. Если требовалось больше, приходилось открывать вторую смену, набирать и обучать дополнительный персонал, а это неминуемое падение качества. Сейчас благодаря системе бережливого производства такт сократился с полутора часов до одного часа. Тот же конвейер, те же люди, тоже время, а в конце рабочего дня, если это понадобится, сможем выпустить уже восемь автомобилей. То, чем мы занимаемся сейчас, — наш задел на будущее, уверенность в собственных силах.

По итогам заседания комиссии партийного куратора облуправлению предпринимательства и промышленности было рекомендовано подыскать крупную консалтинговую компанию для организации совместного презентационного семинара для руководителей производственных предприятий области по обучению основам бережливого производства.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также