И посмеяться, и задуматься

Театральная премьера
Как мы анонсировали, областной русский театр драмы пригласил своих зрителей в минувший четверг на премьеру, предложив им собственную сценическую версию спектакля-комедии Николая Коляды «Баба Шанель». Режиссер-постановщик — Ольга Луцива.

Каждая театральная премьера — всегда ожидание, в котором, конечно же, есть место легкому зрительскому скептицизму: посмотрим, что у вас получилось. Но едва раздвинулся занавес нынешней, послышались первые реплики актрис, все сомнения улетучились, остался лишь интерес, не покидавший до самого окончания постановки. А длилась она два часа.

На сцене пять старушек — участниц ансамбля русской песни под названием «Наитие», готовящихся отпраздновать десятилетний юбилей своего коллектива. Комедийный жанр спектакля задается сразу: пожилые женщины в новых, специально сшитых по такому случаю довольно нелепых концертных платьях, переливающихся золотом высоких кокошниках. Кстати, свой наряд из дешевой ткани, на чем руководство сэкономило, старушки живо обсуждают и сами. Они суетятся, накрывают стол в актовом зале Дома культуры. Ансамбль под руководством гармониста Сергея Сергеевича (Андрей Владимиров) уже десять лет выступает на различных торжествах города. Пять его солисток — старушки-инвалиды — которые разнятся по возрасту, но судьбы у всех одинаково одиноки, это и объединяет их, обнаруживая возраст душ пожилых женщин. Старейшей из солисток Капитолине Петровне (Надежда Слепцова) — 90 лет. Она самая веселая и смешная из них, хохочет басом, разговаривает прибаутками. Саре Абрамовне (Людмила Скуратова) 85 лет. Влюбленная в поэзию Ахматовой и Цветаевой, кстати и некстати, сильно картавя, читает стихи любимых поэтесс. Она более всех увлечена тридцатилетним руководителем ансамбля, хотя к нему неровно дышит каждая из бабулек. Ираиде Семеновне (Анна Бронникова), самой живой из всех героинь, 80 лет, а 75-летняя Нина Андреевна (Елена Тавгень) — натура романтическая. Моложе всех Тамара Ивановна (Анна Васютина). Ей 70 лет, она решительна, деловита, является старостой ансамбля.

Застолье по случаю юбилея коллектива не получилось, более того, разом обрушилась налаженная за десять лет жизнь ансамбля. Появившийся Сергей Сергеевич, которого его подопечные ждали с таким нетерпением, мечтая усадить подле себя, угостить разносолами, принесенными из дома, объявляет о своем решении провести «ребрендинг». Он приводит с собой новую солистку «юную» пенсионерку Розу Николаевну, 55-ти лет (Борис Васютин). И без того ошеломленных таким известием старушек «баба Шанель», как обозвала хамоватую Розу Николаевну одна из старушек, буквально добивает их своими условиями: солировать будет лишь она, а остальные — подпевать, причем стоя на заднем плане сцены, в тени.

Постановка условно разделена на три части: веселое начало, кстати, музыкальное оформление спектакля, за которое отвечал Владимир Овчинников, выполнено превосходно, основная сюжетная часть с комическим настроем и финальная, с резкой сменой ритма, внутреннему напряжению которой способствуют монологи героинь, полные горечи.

Из ансамбля актеров довольно трудно выделить кого-то одного. Настолько слаженно, вдохновенно и жизненно все они играли. Их персонажи то словно щеголяют друг перед дружкой вежливым обхождением, то готовы вспыхнуть, как порох, разворчаться, обрушить одна другой на голову претензии. Крикливые голоса героинь и в добродушном разговоре, и ссорах, запальчивости, остротах воспроизведены актрисами превосходно. Гротескные, грубоватые образы старушек выведены весьма выразительно, в тонком сочетании темперамента и душевности. Но трагические ноты в диалогах и монологах о жизненных ценностях, уходящем времени порой звучали так пронзительно, что постановка местами явно выходила за рамки комедии, вызывая в душе бурю эмоций. К примеру, только ли свою умершую любимую кошку, которую «похоронила под березкой на даче», горько оплакивала одна из героинь?

Но трагедии, как таковой, кажется, и не происходит вовсе — никто не умер от горя, недовольных из ансамбля не изгнали. Подумав, напереживавшись вволю, старушки начинают успокаивать одна другую: «Да придет он, никуда не денется», имея в виду Сергея Сергеевича, гордо ушедшего вместе с Розой Николаевной. А когда тот, действительно, возвращается, соглашаются-таки стоять на концертах в тени, на заднем плане, пусть в темноте, зато на людях, на сцене. И Розу Николаевну прощают, потому что она тоже теперь старушка, как они, ее надо пожалеть…

Конечно, живущие лишь своим коллективом, который отбери у них и жить станет незачем и не для кого, раздражительные, ворчливые, плохо переносящие перемены и события, но куда в большей мере- нежно привязанные и простые, не знали по-настоящему человеческого тепла. Словом, спектакль, в котором тесно сплелись и комические, и драматические составляющие нашей жизни, заставляет не только от души посмеяться, но и задуматься над темой человека в обществе.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также