Дом для бездомных: конкретный адрес спасения

Центр адаптации лиц без определенного места жительства зимой особенно востребован. Оно и понятно — куда еще пойти человеку с улицы? В этот день сюда постучалась женщина 56 лет, вся в синяках, с шалью на плечах в 20-градусный мороз. Назвалась Надеждой Степановой. Рассказывает: «Мы с сыном жили в Васильковском микрорайоне, дом 20, работали, а муж умер — нас его родные выгнали из квартиры. Теперь — бездомные… Обитали с осени в люке теплотрассы, а тут ночью заскочили парни и принялись нас избивать, шубу мою забрали с документами. Сыну ребра отбили…».

Чем жили? Собирали железо, сдавали скупщикам. Еще люди помогали — кто чем мог: старые паласы, одеяла, одежду, хлеб приносили. А в основном о своем бытье не задумывались: жили, как придется… Пили? «Не без того, — признается женщина».

Почти все истории поступающих сюда людей схожи. Согнувшись под напором обстоятельств, безденежья и безработицы, они дали волю вредным привычкам, которые в итоге окончательно разрушили их жизнь. Улица, где они оказались, в морозы заставила их искать пристанища. Таковым стал центр адаптации, благодаря которому, как подтверждает его директор Алия Ашимова, в областном центре в последние годы сошло на нет число замерзших бездомных.

— Каждый поступающий проходит у нас обследование, и начинается непосредственно сама реабилитация. Кого нужно — лечим, у кого утеряны документы — восстанавливаем, тяжело больных по показаниям медики переводят на инвалидность, пожилым соцработник оформляет пенсию по возрасту или определяет в медико-социальное учреждение. Часто выезжаем по звонку — туда, где есть скопление лиц без определенного места жительства. Для проживающих в центре организовано трехразовое питание — государство хорошо помогает. По стандарту таким лицам положена реабилитация в течение полугода, но мы, случается, ее продлеваем, пока полностью не документируем и определим человека. Оперативно работает мобильная служба, особенно в морозы, пополняя отделение ночного пребывания. За минувший год центр принял 271-го человека, что на 25 больше предыдущих показателей. То есть бездомных меньше не становится. Одновременно мы можем принять на реабилитацию только 50, правда, зимой эта цифра всегда увеличивается. Плюс те, кто останавливается у нас только на ночь, не отказываем никому из нуждающихся… Нынче в сильные морозы их было до 45, все находились здесь несколько дней, мы давали им горячий чай, хлеб, хотя это и не предусмотрено для «ночных».

Переночевав, бездомные и попавшие в трудную ситуацию, оказавшиеся зимой без крыши над головой люди, искренне благодарят за приют и ночлег. Теперь уже они точно знают, что пункт их спасения расположен по конкретному адресу: ул. Саина, 28. В городе также хорошо известны телефоны центра: 774989 — диспетчерская и 770261 — приемная.

Сюда можно в любой момент позвонить, если нужна помощь бездомному человеку. Иногда их и… подбрасывают. Именно так произошло с Владимиром Просневым. Тяжело больного и изголодавшегося человека оставили на крыльце Центра адаптации и уехали. Как потом выяснилось, сделали это его бывшие работодатели, когда обессилел и заболел — выкинули. Медики вспоминали, что вначале мужчина ничего не помнил, произносил только обрывки фраз о том, что «надо идти пасти скот, выносить навоз, что его накажут…». Работники центра прониклись к нему сочувствием, разыскали по интернету сестру в Ташкенте, и она забрала его к себе. У шестидесятисемилетнего Валдиса Бабенко с подобной судьбой нашелся в Костанайской области брат и приехал за ним.

— Таких случаев немало, — рассказывает Алия Мырзахметовна. — Новоявленные фермеры за своих людей отвечать не хотят и лечить их тоже. Но все-таки больше — люди сочувствуют, сопереживают, приносят одежду, еду, нередко это бывшие соседи бездомных, приходят сюда, навещают их. Судьбы ведь разные. У Ивана Егорова семья погибла в автокатастрофе, и он не захотел жить после — начал пить, потерял жилье, обморозился, лишился полстопы, здесь мы оформили его на инвалидность. Что печально, в последнее время стало больше поступать молодых людей. Едут искать работу, а в итоге оказываются на улице. Или разведенные — семья уехала, он без работы и жилья — запил. А Мейраму Татенбаеву и Мейрамбеку Алиеву вроде бы уже за 50 лет, но они тоже бездомные и не раз поступали сюда, поживут немного и сорвутся на заработки. Теперь вот возвратились… с обмороженными пальцами ног, пришлось ампутировать. Хорошо, успели. Жалко, ведь люди же…».

В центре адаптации с подопечными работают психолог, инструктор по трудотерапии, юрист, медики. Специалист по социальной работе Айгуль Есентимирова много делает для адаптации бездомных в реальную жизнь, получения ими всех необходимых документов, ведь у иных до сих пор «красные» паспорта на руках. На пенсию и инвалидность здесь оформлено за минувший год 56 человек, из них 23 — инвалиды: обмороженные, с ампутацией стоп, другими заболеваниями. В медико-социальные учреждения направлены 17 человек, 30 — трудоустроены. К примеру, Олега Манылова здесь обучили на газоэлектросварщика. Чтобы как-то занять тех, кто проходит реабилитацию, открыта своя теплица. Мечтают создать подсобное хозяйство, заниматься цветоводством и садоводством, иметь свои ремесленные мастерские — в общем, расшириться. Все для того, чтобы реабилитация стала более полной для тех, кто попадает сюда, и каждый человек смог найти дело по душе, а не сидел целыми днями у телевизора в ожидании пока ему оформят документы.

Знакомимся. Андрей Миррау. Здесь недавно, как и все, без определенного места жительства и документов. По профессии сварщик, родных нет. Говорит, что после того, как запил, дом забрали, землю продали. Надежду на лучшее обрел здесь: «Пойду работать, найду комнату. Вижу, здесь всем помогают, может и у меня все наладится…».

Тургунбек Жанабеков, 58 лет. Жена умерла, с детьми не сложилось, стал выпивать, в итоге оказался на улице. Здесь второй месяц, поздоровел, намерен сразуже, как получит документы, искать работу-любую: сторожем, разнорабочим. Светлана Хмелевская отморозила ноги, жить негде, ждет ортопедическую обувь. Врач Нина Максимова поясняет, что она скоро поступит. В это время в кабинет зашла женщина на костылях для перевязки. Как оказалось, эта бездомная попала в автоаварию и после операции ее прямо из больницы привезли в центр адаптации. Здесь выхаживают, восстанавливают документы. Признается: «Не знаю, чтобы со мной было без этой крыши над головой…».

Есть устойчивое мнение: эти люди сами в своей судьбе виноваты, чего их жалеть? И я его не раз слышала, работая над материалом. Но есть и другое: помоги тому, кто нуждается, кем бы он ни был. Может, твоя доброта и других, таких, как ты, растопит холод в его, уже ни во что не верящем сердце, и человек начнет новую жизнь. По крайней мере, именно это делает наше государство, предоставляя ему такую возможность в центре адаптации. Но не только оно должно думать и о таких вот нуждающихся в помощи людях. Тем же предпринимателям, чьи собратья нередко грешат трудовым рабством, можно бы реально помочь центру, хотя бы организовав подвоз еды и теплой одежды тем, кто находится здесь в отделении ночного пребывания, не предусматривающего кормления. А почему бы нет? Ведь как написано в Коране: «Каждый человек будет находиться в тени своей милостыни…».

Александра МЯКОТА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также