На волнах мысли и свершений

Зейнелгабиден ибн Амре аль-Жауари аль-Омскауи — так подписывал он свои сочинения на арабский манер, что означает Зейнелгабиден сын Амре из рода Жауар из города Омска. Но на самом деле география кочевий рода была более обширной: она охватывала территорию не только Омской, но и бывшей Кокшетауской области, одним из южных поселений был аул Сиыршы. Сейчас на месте этого аула находится станция Даут (160 км от г. Кокшетау), здесь и покоится прах этого человека.

Он является одним из первых просветителей начала двадцатого века, писателем, педагогом, человеком, который по достоинству оценил величие Абая, в числе первых заявившем об этом. Зейнелгабиден аль-Жауари получил образование в высшем духовном учебном заведении — медресе «Га-лия» в г. Уфе. В то время в России это медресе было одним из самых престижных учебных заведений для мусульман, в котором наряду с воспитанием в духе ислама уделялось значительное внимание светскому образованию: физике, философии и другим наукам. Многие прогрессивные деятели Казахстана того времени обучались здесь.

После окончания медресе в 1916 году Зейнелгабиден открыл на собственные средства школу в родном ауле Сиыршы, где преподавание велось на казахском и русском языках. И это тоже было традицией   выпускников   медресе   «Галия».

Изучению русского языка он придавал приоритетное значение как средству приобщения казахов к мировой цивилизации. Несмотря на то, что школа просуществовала всего четыре года, она оставила те ростки, которые были приумножены ее учениками. Интересно, что в 1916 году учителем здесь был молодой Смагул Садвокасов, впоследствии ставший известным общественным и политическим деятелем… Просветительская работа Зейнелгабидена аль-Жауари оборвалась на самом взлете. В 1920 году в рассвете творческих сил в возрасте 37 лет его не стало. Приходится только гадать, какую пользу мог бы принести своей родине этот замечательный человек с его интеллектуальным потенциалом и гуманистическими принципами. Причем накануне значительных политических и социально-экономических событий, когда были особо востребованы такие люди.

Самым значительным произведением Зейнелгабидена аль-Жауари стала книга «Насихат Казакия», изданная в 1909 году в г. Уфе. Работа посвящена идеологическим, педагогическим и социальным проблемам казахского народа, освещая которые автор показывает, с одной стороны, энциклопедический характер своего образования, а с другой стороны, профессиональное знание каждой области излагаемого предмета. Он был также активным корреспондентом известного первого казахского общественно-политического журнала «Айкап» (издавался в 1911-1915 гг. в г. Троицке), ставшего главной трибуной прогрессивных деятелей того времени. Еще несколько его произведений в годы репрессий были захоронены, в буквальном смысле, родственниками в металлическом сундуке возле его могилы, они до сих пор не найдены. О значимости его работ в последние десятилетия написаны статьи известными учеными, однако должная оценка его вклада в сокровищницу культуры казахского народа еще не сделана.

Раздумывая о становлении писателя, просветителя, нельзя рационально объяснить многое. В то время в его окружении не было вообще такого прецедента, как обучение в высшем учебном заведении, тем более в местах, расположенных так далеко (в масштабах того времени). Вызывает удивление вопрос, почему вдруг не старший, и не младший, которым патриархальный уклад жизни предоставлял еще какую-то свободу выбора жизненного пути, а шестой из семи сыновей надумал ехать в далекую Уфу за знаниями? Почему вдруг он, которого не принуждали ни материальные, ни социальные обстоятельства, ни родовые традиции и обычаи, уходит из привычного уклада жизни и устремляется за чем-то эфемерным, принимает на себя, как оказалось, такую тяжелую миссию? Невозможно ответить на эти вопросы, кроме, как объяснить это обостренным чувством патриотизма, духовностью, нравственностью, неуемной тягой к знаниям, которая является атрибутом одаренных людей и которая, вопреки обстоятельствам, рано или поздно пробивает себе дорогу.

Но все началось, наверное, с отца. Его отец, Амре-кажы, был известным в северных регионах Казахстана общественным деятелем, который, будучи волостным и одним из богатых людей своего времени, внес большой вклад в дело строительства Западно-Сибирской железной дороги, проходившей по местам кочевий этого рода, за что был одарен ценным подарком и халатом от царя Николая II. До сих пор аксакалы рассказывают легенды о том, как Амре-кажы задумал свою первую поездку в Мекку. На склоне лет, осознавая завершение своей земной жизни, обозревая свои богатства и достижения и осознавая их преходящий смысл, он сказал: «Пришла пора подумать о высших ценностях». Кажы Амре дважды совершил паломничество в святые для мусульман места, но из второго посещения ему не суждено было вернуться: он скончался в Мекке, где и был похоронен. Добрая память об этом человеке сохранилась до наших дней: в Москаленском районе Омской области есть местность, которая и сейчас называется «Балка Амре».

При чтении книги Зейнелгабидена не перестаешь удивляться внутренней свободе этой личности, если хотите, некоторой амбициозности, которая позволяла ему рассматривать глобальные проблемы того времени без всякого поклонения перед авторитетами. Впечатляют глубина их анализа и абсолютно современное звучание его предложений, масштабность мышления, а также ответственность и боль за судьбу своего народа. И это удивление приумножается во много раз, когда узнаешь, что автором этих строк является человек, которому нет и тридцати лет. Наверное, такая позиция целой плеяды интеллигенции того времени имеет свое объяснение в историческом контексте.

И наконец, сам язык автора, его стиль удивляют, увлекают красотой, богатством, эмоциональностью и выразительностью, передают в первозданном виде через столько лет гуманистические устремления этого неординарного человека прямо в твое сердце…

Зейнелгабиден аль-Жауари в своей книге уделяет достаточно внимания организации учебно-воспитательного процесса в школе, считая образование наиболее актуальной задачей для того времени.

Его слова созвучны Абаю, И. Алтынсарину. Это, наверное, потому что они жили в одно и то же время, отвечали на одни и те же вопросы, проблемы и вызовы, а самое главное, потому что их ответы были в одинаковой степени глубокими.

Удивляют его рассуждения относительно обучения языкам, в которых он точно предвосхитил не только современные дидактические положения, но и смог их рассмотреть в духе интернационализма в комплексе с проблемами этнического характера. Оригинальные мысли высказывает автор в вопросах политического устройства и относительно института демократии.

Но прошли времена. Халат, подаренный царем Амре-кажы фактически за содействие к приходу цивилизации в казахские степи, оказался на самом деле черным покрывалом для потомков: в годы репрессий гонениям подвергся весь род; о произведениях, в которых Зейнелгабиден аль-Жауари с болью говорил о нуждах и чаяниях своего народа, долгое время молчали. Уже давно нет русско-казахской школы Зейнелгабидена ибн Амре аль-Жауари, нет аула Сиыршы, только кладбище напоминает о нем.

Но остались его книги, остались добрые дела, которые, как волны, передают его благотворное влияние от поколения к поколению. Остались его ученики, такие, как Хабиболла Шаймуханов, ставший одним из первых руководителей Рабкрин КазССР расстрелянный в 1937 году фактически за свою неординарность; Гайнетдин Мусабаев, член-корреспондент Академии наук КазССР, которого в 2007 году, в год его столетия, назвали тарланом казахской словесности; Сабыр Маликов, один из основателей народного образования, заслуженный учитель КазССР, продолживший с той же мерой нравственности и ответственности дело своего великого учителя.

Осталось все то, что создает, как оказалось, более жизнеспособную, чем преходящие ценности царизма, феодализма и других «измов», новую волну разумного, доброго и вечного.

Турсынбек МАЛИКОВ,
доктор педагогических наук РФ и РК,
профессор КГУ им. Ш.Уалиханова,
член Союза журналистов РК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также