Готовы ли мы к страховой медицине?

Компетентно

120-2-3Необходимость внедрения обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан определена Планом институциональных реформ «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства» и Посланием Главы государства Н. Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».

Система обязательного социального медицинского страхования (далее — ОСМС) — это государственная система социальной защиты интересов в сфере охраны здоровья населения.

Следует отметить, что в Казахстане планируется смешанная система, когда государство будет обеспечивать всех граждан гарантированным объемом бесплатной медицинской помощью (далее — ГОБМП), независимо от того, уплачивались ли взносы. Плюс, будет действовать система ОСМС и добровольное медицинское страхование.

Чем обусловлено внедрение системы ОСМС? На сегодняшний день бремя обеспечения охраны здоровья лежит только на государстве, а для граждан в большей степени характерно потребительское отношение к здравоохранению, слабая приверженность к здоровому образу жизни. То есть отсутствует солидарная ответственность граждан и работодателей по охране здоровья.

Кроме того, существуют риски финансовой неустойчивости: рост дефицита государственного бюджета вследствие экономической ситуации, риск роста стоимости услуг здравоохранения, риск роста потребления этих услуг и т.д. Поэтому существующие ключевые проблемы и ожидаемые системные риски требуют кардинального пересмотра модели системы здравоохранения.

Система ОСМС основана на солидарной ответственности государства, работодателя и каждого человека.

Государство будет осуществлять взносы за экономически неактивное население (за социально незащищенные слои населения: 4% с 01.07.2017 г., 5% с 2018 г., 6% с 2023 г., 7% с 2024г).

Работодатели — за наемных работников (2% с 01.01.2017 г.) от дохода до 5% к 2020 году.

Работники — 1 % с 2019 г. от дохода, 2% — в 2020 году.

Самозанятые граждане, зарегистрированные в налоговых органах — за себя (2% от дохода с 2017 года, 3% — 2018 г., 5% — 2019 г., 7% с 2020 года).

В новой системе все средства будет аккумулировать Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Будут два пакета медицинских услуг:

  • пакет ГОБМП для всего населения: скорая помощь, санитарная авиация, социально значимые заболевания, вакцинация, амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением для непродуктивно занятого населения;
  • пакет ОСМС для застрахованных: амбулаторно-поликлиническая помощь с амбулаторным лекарственным обеспечением, стационарная помощь с исключением социально значимых заболеваний, высокотехнологичные медицинские услуги, стационарозамещающая медпомощь без социально значимых заболеваний, долгосрочный уход.

ФОМС будет выступать в роли стратегического закупщика услуг как в рамках ОСМС, так и по ГОБМП.

Фонд будет осуществлять проверку на основании заключенного договора с медорганизацией, в т.ч. экспертизу качества проводимого лечения, обоснованности назначения лекарственных средств, оценивать результаты проведенного лечения.

По результатам проверок фонд будет формировать базу данных медицинских организаций, имеющих положительные и отрицательные рейтинги, с регулярной публикацией рейтингов поставщиков на вебсайтах и в средствах массовой информации.

Поэтому каждая медицинская организация станет заинтересована в повышении качества оказываемых медицинских услуг, развитии их спектра, внедрении новых технологий.

ГКП на ПХВ «Акмолинская областная больница» является крупным многопрофильным лечебным учреждением области. Располагая развитой технической базой и кадровым потенциалом, она оказывает специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь населению области. Ежегодно свыше 14 тысяч жителей нашей области и близлежащих регионов получают лечение на базе круглосуточного стационара по 22 видам специальности. Консультативную помощь в стенах консультативно-диагностической поликлиники ежегодно получают до 55 тысяч человек.

В Акмолинской областной больнице проводится большая работа по развитию конкурентоспособности, востребованности наших медицинских услуг. В настоящее время больница осуществляет ВСМП населению области по таким направлениям как кардиохирургия, кардиоинтервенция, хирургия, травматология, ангиохирургия, оториноларингология, урология и нейрохирургия. Дальнейшее развитие сектора высокотехнологичных услуг — одна из приоритетных задач, стоящих перед коллективом областной больницы. Ее решение невозможно без высокого уровня материально-технического обеспечения, оснащения инновационным оборудованием. Поэтому здесь регулярно приобретается новое оборудование, проводится обучение специалистов как в отечественных, так и в зарубежных клиниках.

Наибольший удельный вес в структуре общей смертности приходится на болезни системы кровообращения (БСК). В целях снижения смертности от БСК в Республике Казахстан принята Программа развития кардиологической и кардиохирургической помощи. В рамках данной программы в областной больнице проводится большая работа. За неполные 8 лет больница прошла путь от приобретения первого ангиографического комплекса до открытия Жүрек орталығы (Центра сердца), в котором сконцентрирована вся кардиологическая служба больницы. Второе направление, в котором работает данная программа — это оказание помощи пациентам с острыми нарушениями мозгового кровообращения, в связи с чем на базе областной больницы был открыт инсультный центр. Большим подспорьем для работы инсультного центра стала установка компьютерного томографа нового поколения со спиральной технологией сканирования. Сегодня лечение больных с инсультами проводится на качественно новом уровне и оно не ограничивается терапевтическими рамками. Сложнейшие операции на сосудах головного мозга данной категории больных проводят врачи-нейрохирурги.

Наша миссия — оказывать специализированную и высокоспециализированную доступную медицинскую помощь на основе стандартных и инновационных технологий. Мы неуклонно повышаем эффективность диагностики, лечения, оздоровления и качество медицинского обслуживания пациентов, базируясь на опыте и традициях, за счет постоянного повышения квалификации сотрудников и формирования высокой корпоративной культуры, профессиональной чести и гордости.

В организации работает служба поддержки пациента и внутреннего контроля. Основной задачей данной службы является повышение качества оказываемых медицинских услуг и степени удовлетворенности пациентов.

Одним из наиболее важных механизмов, с помощью которых государство (а также международные организации, страховые фонды…) влияет на качество медицинских услуг и конкурентоспособность, является аккредитация. Аккредитация медицинских учреждений является непременным спутником стран, ставящих приоритетом качество жизни своих граждан.

Немаловажным также является то, что аккредитационный сертификат значительно повышает конкурентоспособность медицинского учреждения на глобальном рынке медицинских услуг. С момента внедрения аккредитации в медицинских учреждениях Казахстана Акмолинская областная больница неоднократно проходила данную процедуру, неизменно получая сертификат на максимальный срок.

В 2012 году исполнительным комитетом Международного сообщества по качеству в здравоохранении (ISQ.ua) казахстанские стандарты аккредитации были признаны соответствующими международным принципам безопасности и качества в здравоохранении. Акмолинская областная больница прошла аккредитацию по данным стандартам, получив высшую категорию.

Таким образом, Акмолинская областная больница готова работать в новых условиях, связанных с внедрением обязательного медицинского страхования.

Серик АЯГАНОВ,
главный врач Акмолинской областной больницы,
депутат областного маслихата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также