ОБСУДИТЬ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ: Основа — государственный контроль, Сельхозкооперативы и налоги

Основа — государственный контроль

076-4-1Член Зерендинской районной комиссии поземельной реформе Балтабай Таубаев в ее составе не только самый старший по возрасту (ветерану труда 79 лет), но и по стажу работы в сельском хозяйстве. Сегодня он делится своими мыслями о поправках в Земельный кодекс РК.

— Среди разнообразных новостей, которыми заполнены электронные и печатные СМИ, меня, как и большинство сельчан Казахстана, прежде всего интересуют любые информации, выступления, предложения о грядущей земельной реформе. Хорошо, что по решению Президента страны на всех уровнях созданы специальные комиссии, что обсуждение дальнейшей судьбы нашей земли-матушки стало всенародным. И это очень своевременно.

Потому как нет региона, где бы не нашлось заброшенных, заросших сорняками полей. А все потому, что начиная с Министерства сельского хозяйства, уже давно никто толком не занимается контролем за целевым и хозяйским использованием сельхозугодий. Пахотные земли теряют свое плодородие. «Помогает» этому нулевая обработка почвы, отсутствие необходимого количества органических удобрений (скота-то по сравнению с 1991 годом осталось значительно меньше). А еще иностранные тракторы, комбайны, сеющие комплексы. Они очень тяжелые, сильно уплотняют почву, а зябь пашут все меньше. Вот и не впитываются в нее весенние талые воды. Результат всем известен: ежегодное подтопление населенных пунктов и, главное в нашем вопросе, уносится с водой плодородный слой почвы.

Поэтому считаю, что земельную реформу в стране нужно начинать с государственной инвентаризации всех земель сельхозназначения по целевому использованию и качеству. А уж по ее итогам забрать у тех, кто рачительностью не отличается, продать на оговоренных в поправках льготных условиях тем, кто успешно ведет хлеборобское дело и накопил достаточно средств, или отдать в долгосрочную аренду тем, кто соблюдает все агротехнические требования, но не имеет пока необходимой суммы для приобретения земли в собственность.

В разных регионах страны можно передать в аренду ограниченную площадь сельхозугодий и гражданам западных стран с целью передачи нашим крестьянам передовых методов получения высоких урожаев. Мы от этого не пострадаем, а только выиграем, но при обязательном и главном условии — постоянном государственном контроле за использованием земель сельхозназначения, кстати, в полной мере касающемся и казахстанских полеводов.

Пока же одним из главных недостатков нашего Правительства считаю отсутствие спроса с крестьянских хозяйств, ТОО, АО, взявших землю в аренду, за низкую продуктивность гектара пашни. Давайте дружно, по-хозяйски возьмемся за дело и добьемся для начала показателей сельского хозяйства на 1 января 1991 года, которых мы достигали без инвестиций, субсидий, закупа иностранной техники и т. д. Знаю, о чем говорю, так как всю жизнь отдал сельскому хозяйству, а последние 28 лет перед пенсией проработал директором совхоза и ремзавода. Думаю, в вопросах развития сельского хозяйства надо брать пример с Республики Беларусь. Имея малое количество земли (20 % — болота и полесье), не лучшие климатические условия, страна, сохранив государственную собственность, кормит не только свое население, но и отправляет значительное количество своей сельхозпродукции на экспорт.

На одном из недавних совещаний с Правительством страны Президент РК Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что стандартом высокоразвитых стран является регулярный отчет перед обществом, выслушивание мнения народа. Уверен, с земельной реформой в Казахстане будет именно так. Только для этого проявить активность должны и сами граждане. Я свои предложения высказал. Призываю сделать это и других болеющих за землю акмолинцев.
Записала Валентина ТЕПЛЯКОВА.

076-4-2Сельхозкооперативы и налоги

При обсуждении земельного вопроса у аграриев все больше проявляется интерес к такой форме возрождения села, как сельскохозяйственные кооперативы. В редакцию обращаются граждане с вопросами, касающимися их создания и возможностей. Ответить на них мы попросили главного специалиста департамента государственных доходов по Акмолинской области Асылхана Ибраева.

076-4-3— Сельскохозяйственный кооператив — это юридическое лицо, созданное на основе добровольного объединения физических и юридических лиц, являющихся производителями сельскохозяйственной продукции, для удовлетворения социально-экономических потребностей его членов. То есть предприимчивые сельчане могут войти в него, чтобы вместе добиться успеха.

Какие виды деятельности разрешены сельскохозяйственному кооперативу?

— Производство, реализация, переработка, хранение сельскохозяйственной продукции и рыбоводства, как произведенной членами такого кооператива, так и продукции, полученной ими в результате переработки. Возможно и выполнение вспомогательных видов деятельности в области сельского хозяйства и рыбоводства. В том числе по перечню, определенному уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса по согласованию с центральными уполномоченными   органами   по   государственному и бюджетному планированию.

Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения: специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов, а также специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации и общеустановленный порядок.

Какие права на налоговые льготы имеют сельскохозяйственные кооперативы?

— В связи с применением специального налогового режима, налогоплательщики имеют льготу по начислению и уплате в бюджет с уменьшением на 70 процентов суммы корпоративного подоходного или индивидуального подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального и налога на имущество, в том числе на транспортные средства.

Право применения специального налогового режима предоставляется налогоплательщикам при наличии земельных участков на правах частной собственности и землепользования (включая право вторичного землепользования). При этом нужно добавить, что это требование не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству продукции пчеловодства, а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства.

Следует отметить, что к сельскохозяйственным относятся кооперативы, не менее 90 процентов совокупного годового дохода которых составляют доходы, полученные в результате осуществления сельскохозяйственной деятельности.

Какие документы сельхозкооперативы предоставляют в органы государственных доходов для применения специального налогового режима?

— Для применения специального налогового режима при переходе от общеустановленного порядка или иного специального налогового режима налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения представляется уведомление не позднее 10 декабря года, предшествующего первому году применения специального налогового режима.

В случае возникновения права на земельный участок после 10 декабря, до 31 декабря текущего календарного года уведомление о применяемом режиме налогообложения представляется в налоговый орган в течение тридцати календарных дней с даты постановки на регистрационный учет по месту участка. Новички для применения специального налогового режима представляют уведомление о применяемом режиме налогообложения одновременно с заявлением о постановке на регистрационный учет.

Вопросы задавала Эмилия РЕРИХ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также