Это так просто — позвонить. И так нужно

062-2-4Казахстанцев, побывавших в европейских странах, удивляет, порой восхищает многое. И практически каждый обращает внимание на отсутствие полицейских на городских улицах и автобанах. У нас людей в полицейской форме в будние дни и дневные часы может быть меньше, в праздники, по вечерам - больше. Но в любом случае они - непременная часть городского пейзажа.

Причин этому, конечно, множество. Можно говорить об уровне профессионализма, технической оснащенности: число видеокамер в Европе многократно превышает количество полицейских, скоростные автомобили, современные средства связи и слежения... Нужно иметь ввиду и то, что там реже пытаются угнать автомобиль, вытащить барсетку оставленную в салоне беспечным владельцем.

И все-таки, думается, что главная причина этого бросающегося в глаза отличия заключается в том, что у полицейских на Западе очень много помощников среди обычных жителей. Они не записываются в отряды добровольной народной дружины, у них нет знаков отличия и удостоверений, чудес героизма они тоже не проявляют. Просто звонят.

«Увидел пьяного на дороге - звони 911», «Увидел нарушителя скорости - сообщи в полицию». «Если стал свидетелем поножовщины или изнасилования, не вмешивайся, а набери 911», - эти привычные европейскому глазу и уху призывы выполняются без всяких сомнений и угрызений совести.

Звонят, если им только покажется, что в соседнем доме плохо обращаются с детьми или домашними животными. Звонят, если увидят, что девушка, выпившая бокал вина, садится за руль автомобиля: «Как же иначе, ведь на ее дороге может оказаться ребенок, пожилой человек». И никто людей позвонивших, сообщивших не благодарит, потому что это норма. И, что очень важно для нас, абсолютно никто не осуждает. Нет там в лексиконе термина «стукач». Ну, разве что в криминальной среде.

Вообще, этот специфический термин, зародившийся в недрах уголовного мира, стал у нас обиходным в недавнюю советскую пору. В условиях тоталитарного режима людей, которых справедливо называли «стукачами», было немало: они сообщали о невинном анекдоте, о том, что кто-то на газету с изображением вождя всех времен и народов сковородку поставил...

А вот в пору уже так называемого развитого социализма, когда «все вокруг общее, все вокруг ничье», красть понемногу у государства преступным не казалось - «свое берем», в пору всеобщего дефицита «несуны» были довольно уважаемыми людьми среди соседей и родственников: выносили с предприятия наиболее качественное, продавали недорого. И человек, сообщивший в органы о том, что сосед приторговывает дефицитным товаром, у общества одобрения не находил.

Почему молчим сегодня? Не звоним участковому, когда нет житья от постояльцев квартир, сдающихся «посуточно и по часам». Молчим, когда сталкиваемся с некачественным сервисом, видим на прилавках просроченные продукты... Молчим, когда чиновник намекает весьма прозрачно, что «дело можно решить, но...». Более того, чаще сами намекаем на то, что «отблагодарим». Уже чиновники начали жаловаться на взяткодателей. Два года назад на одном из брифингов Службы центральных коммуникаций прозвучала информация о том, что «...на фоне снижения фактов получения взяток почти в два раза увеличились преступления по фактам дачи взятки». Сегодня после вступления в силу обновленного антикоррупционного законодательства взятку чаще предлагают, чем вымогают.

Но... Чтобы решиться сообщить, надо твердо знать, что твой звонок достигнет своей цели. Сколько раз мы читали, слышали о том, что проверка информации поручалась ведомству, о руководителе или работнике которого в заявлении и шла речь. Во многом именно поэтому звонки по «телефонам доверия» до недавних пор раздавались совсем нечасто.

Но ситуация изменяется, причем достаточно быстро. Меры по борьбе с коррупцией, принимаемые сегодня государством, вызывают доверие людей, многие становятся смелее и активнее. Телевизионные сюжеты о том, что взяточника взяли с поличным после того, как человек, у которого ее вымогали, заявил об этом, уже не редкость.

С первых месяцев 2015 года по телефонам доверия в Агентство РК по делам госслужбы и противодействию коррупции (теперь Национальное бюро по противодействию коррупции) поступило 27 000 звонков, в том числе 1028 из нашей области. Ответственный сотрудник Национального бюро, по просьбе нашей газеты предоставивший эту информацию, привел пример, подтверждающий эффективность таких обращений. В результате расследования, начатого именно после звонка неравнодушного акмолинца, вина сотрудника органов внутренних дел была установлена, судом ему назначено наказание-четыре года лишения свободы.

Обращает на себя внимание тот факт, что количество звонков значительно возросло после создания единого республиканского call-центра антикоррупционной службы. С любого стационарного телефона набрать номер - 1494 (сейчас идет работа над тем, чтобы звонить можно было и с мобильных телефонов), задать любой волнующий вопрос, получить консультацию, сообщить о неблаговидных поступках, порочащих честь государственного служащего... Это совсем несложно, если убежден в своей правоте, если искренне озабочен будущим нашего государства, ведущем с коррупцией непримиримую борьбу. У людей, которые делают это не из корыстных побуждений (ложная информация - это клевета, наказуемая по закону), сомнений - звонить или не звонить - быть не должно.

Кстати, в Сингапуре, который относится к числу наименее коррумпированных стран мира, лицу, осведомленному о коррупционном преступлении, очень невыгодно скрывать свою осведомленность. Если знал, но не проинформировал, то уплатит штраф, вплоть до 500 000 сингапурских долларов (приблизительно 416 000 долларов США). А в Южной Корее действует система процентного соотношения суммы вознаграждения информатору от размера взятки или установленного ущерба.

Казахстанским законодательством предусмотрено вознаграждение (от 30 до 100 МРП в зависимости от важности информации), гарантируются конфиденциальность и безопасность. Кстати, в этом году один житель нашей области уже получил определенную сумму. Но это тот случай, когда, как говорится, не «в деньгах дело». А в активной гражданской позиции, в желании помочь своей стране, правовой культуре, помогающей найти эффективные, законные методы.

Нина МИТЧИНОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
Это так просто - позвонить. И так нужно, 10.0 out of 10 based on 1 rating

Другие статьи по этой теме

Фестиваль йоги пройдет в Бурабае Гости и жители Акмолинской области смогут освоить азы йоги на Burabay Yoga Fest. 1 июля на территории тематического семейного парка Burabay Land (бывш...
Соперники и в теории, и в практике... Энергетика На учебно-тренировочном полигоне Акмолинских межрайонных электрических сетей АО «Акмолинская РЭК» в а. Кабанбай батыра Целиноградского рай...
ХОРОШИЕ НОВОСТИ: «Надежда» вселяет надежду, Акмолинцы стали ... «Надежда» вселяет надежду В Кокшетау подвели итоги областной спартакиады среди людей с ограниченными физическими возможностями «Надежда», где в течен...
Через портал egov.kz — более 190 млн услуг... О ходе исполнения мероприятий государственной программы «Цифровой Казахстан» по поддержке малого и среднего предпринимательства на заседании Правитель...
Уважаемые кокшетауцы и гости города! 18 июня в 15.00 часов в Казахском драматическом театре им. Ш.Хусаинова состоится областной тур телевизионного Ме...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *