О формировании психологической устойчивости

Семинары
128-4-4Общественный фонд «Развитие и поддержка психологической культуры», начиная с 2011 года, реализует уже седьмой проект. Каждый из них направлен на формирование психологической устойчивости, так необходимой всем нам в современном, быстро изменяющемся мире.
Об этом шла речь и на двухдневном семинаре «Модели эффективного профессионального поведения специалиста психолого-педагогического профиля в особо сложных, напряженных ситуациях», организованного при поддержке областного управления внутренней политики. 27 его участников — профессиональные психологи, работающие в медицинских учреждениях, организациях образования, неправительственном секторе. Именно они должны оказывать помощь людям, которые не могут справиться с проблемами самостоятельно. Делать это профессионально, грамотно и не только тогда, когда к ним обратятся.

— Мы с коллегами учились разговаривать на одном профессиональном языке, искали пути решения общей проблемы — как помочь растерявшимся молодым людям и при этом самому избежать эффекта профессионального выгорания, овладевали новыми методиками, — разъясняла суть проведенной работы руководитель общественного фонда Ирина Терентьева. — Пришли к выводу, что понятие «психологическая безопасность» должно быть прописано в миссии, ценностях организаций образования. Такая мера обязывает ко многому руководство коллектива, профсоюзные организации, всех членов коллектива.

Психологическая устойчивость, безопасность — главное «противоядие» от захлестнувших многие страны мира социальных эпидемий. Кризисные социальные явления — наркомания, вовлечение в криминальные сообщества, экстремистские и террористические сообщества, деструктивные секты, суицид, компьютерная зависимость — действительно приобрели сегодня масштабы эпидемий.

Авторитетным сторонником этой точки зрения является доктор медицинских наук, ректор Международного института социальной психотерапии (Санкт-Петербург), консультант управления ООН по наркотикам и преступности Александр Катков. Его лекции и тренинги вызвали особый интерес участников семинара. По мнению психотерапевта с мировым именем, не более 10% людей устойчивы к вовлечению в массовые социальные эпидемии. Еще около 60% находятся в «пограничной зоне» и сохраняют психическую стабильность лишь до поры до времени. А вот остальные находятся в «зоне риска», попадая под влияние различных зависимостей. Профессор уделил особое внимание профилактике наиболее распространенных сегодня видов социальных эпидемий — компьютерной зависимости и суицидальному поведению. Более того, часто первая и подталкивает впавших в зависимость людей к крайнему шагу — добровольному уходу из жизни, поскольку вызывает серьезные изменения в психике. У «человека компьютерного» формируется упрощенная модель мира, далекая от реальности, отсутствует истинное понимание смерти. — Игра не устраивает — выключил. Включил новую. А жизнь-то не «перезагрузишь» и ее не включишь заново, но впавший в зависимость человек этого уже не понимает, — говорит Александр Лазаревич. — Если дети проводят много времени за компьютером, родителей это должно не успокаивать — «сидит дома, по улицам не слоняется», а, напротив, вызвать опасения. В качестве примера он привел решение Билла Гейтса, ограничившего «компьютерное» время своих родных детей двумя часами. «Это то, что лишает вас счастья», — сказал им основатель корпорации Microsoft. Но сделал это не «кнутом, а пряником», заключив с детьми соглашение о том, как они будут проводить свободное время вместе с родителями.

В каждой семье должна быть конституция общих правил, нужно убеждать в этом родителей, учить жить в соответствии с нею. Такова одна из рекомендаций Александра Каткова. Если не справляется семья, нужно найти ребенку того, кого в Швеции называют «значимым взрослым, агентом развития». Шведы пришли к этому, пытаясь снизить уровень самоубийств среди подростков. Пару десятилетий назад страна была в числе мировых лидеров по этому печальному показателю. Если поведение ребенка внушает опасения, взаимоотношения с родителями не складываются, то следует незаметно, тактично наладить общение ребенка с человеком, обладающим в его глазах авторитетом. Им может быть спортивный тренер, сосед по дому, человек, увлеченный каким-то хобби… Каждый взрослый, согласившийся взять на себя такую ответственность (отказы очень редки), проходит тестирование, сам получает необходимую помощь психологов, находится под контролем социальных работников.

Надо сказать о том, что акция «Мы с тобой рядом», которую уже несколько лет проводят организаторы семинара, привлекая к ее проведению лидеров общественного мнения нашей области, как раз и помогает молодым людям обрести среди них старшихдрузей и советчиков.

Количество суицидов в стране от уровня ВВП не зависит. Большое их количество, допустим, в Японии и гораздо более низкий уровень в таких странах, как Грузия, Армения, Азербайджан — тому подтверждение.

— Выявить и систематизировать мотивы — задача ученых, причем вряд ли достижимая в полной мере, — говорил Александр Катков. — Доказано, что только 25% суицидов совершают люди с медицинской патологией, остальные — в силу социально-психологических проблем.

К отчаянию ведут ощущение ненужности, невостребованности, страх перед будущим, ведь для человека будущее часто важнее, чем прошлое и даже настоящее. Не случайно пик суицидов в любой стране приходится не на периоды экономических бедствий, а периоды социальных потрясений и трансформаций, когда картина будущего размыта, тревожна.

Независимо от конкретного мотива, причина отчаянного шага всегда кроется в микроокружении, в котором человек не нашел понимания и поддержки, где не помогли ему сформировать стрессоустойчивость, умение адекватно реагировать на обиду, случайное оскорбление, не сформировали систему психологической безопасности. А часто — не дали ребенку любви и внимания.

По просьбе нашей газеты профессор Катков прокомментировал недавнюю информацию о молодой москвичке. Студентка философского факультета МГУ выехала в Сирию к активному бойцу ИГИЛ, с которым познакомилась в социальных сетях. Родственникам удалось перехватить девушку на пути к нему, уже в Турции. По мнению специалиста, простой психофизиологический анализ позволяет говорить о том, что она испытывала потребность в любви и понимании, которых не получала от родителей, живущих своей жизнью. Родственные связи носили формальный характер, подлинной заботы о ней не проявлялось. А виртуальные знакомые прибегли к методу, называемому в профессиональных кругах «оглушение любовью».

— Эмоции сегодня должны уйти в сторону. Наш опыт необходимо аккумулировать в конкретные программы, — говорила, подводя итоги семинара, Ирина Терентьева. — Все предложения будут учтены в разрабатываемой нами Концепции профилактики аутодеструктивного и суицидального поведения в молодежной среде.

Светлана ЗОРИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также