Три поколения одной семьи

063-4-1Иманжусуп был рожден для подвигов, для ратных дел. Эта участь была уготована ему судьбой, и он никак не мог ее избежать. С детских лет он слышал рассказы о героической жизни своего отца, о сражениях и битвах, о Кенесары, об Абылай-хане. Он вырос, мечтая о подвигах, желая повторить их, он готовил себя к ним, да и природа, казалось, выделила его из тысячи других, наделив могучей силой, исполинским ростом, к физическим данным присовокупив еще и замечательный музыкальный дар. Истоки его героизма, отваги надо искать в его времени, в среде, которая его окружала , в семье, где был культ Абылая и Кенесары.

Отец Иманжусупа Кутпан с 17 лет был в ополчении Кенесары. После подавления восстания, скрываясь от преследований, пришел на берега Иртыша, нанялся батраком к известному баю, а через десяток лет обзавелся хозяйством, женился, стал известным, почитаемым человеком в округе. После рождения младшего из четверых детей - Иманжусупа, он, взяв разрешение, переехал в родные места, на Акмолинщину. Об этом периоде его жизни достаточно подробно и убедительно описано в романе Зейтина Акишева «Иманжусуп». Кроме того, в государственном архиве РК хранится текст прошения Кутпана Дайрабаева на имя Степного генерал-губернатора, где он упоминает о том, что прежде жил по Иртышу, в Павлодарской области.

Кутпан часто рассказывал сыновьям о Кенесары, о битвах и сражениях, в которых ему приходилось участвовать, о гибели отца Дайрабая в одной из первых стычек с царскими войсками, о том, как Кенесары поднимали на белой кошме, провозглашая ханом. А он, Кутпан, выехавший со своими молодыми друзьями в поисках достойной невесты, стоял в толпе и восхищенно смотрел на внука Абылай-хана. И когда после аса по своим предкам Кенесары призвал всех стать воинами в его войске, Кутпан, не раздумывая, остался в лагере ополченцев. Вскоре в лагерь прибыл и знаменитый батыр Дайрабай, отец Кутпана.

Конечно же, дети Кутпана, в особенности Иманжусуп, выросли, мечтая о подвигах. Для них и Абылай-хан, объединивший три жуза казахов в борьбе против джунгаров, и Кенесары, вступивший в схватку с царем за свободу земли, были теми людьми, которых они боготворили, на которых хотели быть похожими. Неслучайно образ Абылай-хана не однажды появляется в песнях Иманжусупа.

И вполне закономерно, что слава о Иманжусупе началась с истории о том, как на Кояндинской ярмарке два офицера, подвыпив, прикрепили к ветке дерева портрет Кенесары и стали стрелять в него из пистолетов.

Вдруг из толпы вышел высокого роста молодой казах и, схватив стрелков за шиворот, стукнул их лбами друг о друга, а потом отшвырнул в разные стороны. Начались паника, крики, шум, а неизвестный исчез, только его и видели.

В 90-е годы теперь уже прошлого века я встречалась с аксакалами, видевшими живого Иманжусупа, слышавшими от своих отцов рассказы и об этом эпизоде, и о многих других его подвигах. Кроме того, была жива дочь Иманжусупа Кулянда, 1900 года рождения. Именно она сохранила в своей памяти кызылординский период жизни Иманжусупа, его поездки в Бухару, в Шилик, на место гибели его деда Турганбая. Помнила она также и о том, как в 1916 году, в год мобилизации казахов на тыловые работы, Иманжусуп, собрав тысячу молодых кипчаков призывного возраста, откочевал с ними в Бухару и вернулся в Шиели только в семнадцатом году, после революции.

К сожалению, о Кутпане Дайрабаеве сохранилось не очень много сведений. Но даже то, что он был сарбазом Кенесары, прошел с ним путь от начала до конца и чудом выжил, потом отправился вслед за сыновьями в ссылку и пробыл там шесть лет, говорит о его богатырской силе, о могучем духе борца за независимость и свободу. Он жил, оставаясь непокоренным, воспитывал детей на примере Кенесары, считая главной ценностью свободу и независимость родной земли. Кутпану было судьбою назначено иметь двух отцов - батыра Дайрабая, воина Кенесары, и пан-сата Турганбая, наместника Туркестана, погибшего в борьбе за освобождение родного края от кокандского ига. И та же судьба подарила ему сына Иманжусупа, повторившего подвиги своих предков.

В 1916 году в газете «Казах» была опубликована статья Калжана Конратбаева «О Турганбае и его пропавшем сыне». Автор пишет: «Через много лет благая весть о том, что у Турганбая есть потомки дошла до всех. Пришла она и к нам, в Торт-тобе. В 1911 году в Куйгенжар был отправлен с письмом близкий родственник датки. И вот осенью 1913 года самый младший из сыновей Кутпана - Иманжусуп, приняв наше приглашение, приехал в Шиели. В наших краях имя Турганбая у всех на устах. Помнят сородичи о былой его славе, и у каждого его образ. Вот потому-то приезд Иманжусупа для нас - значительное событие... «Пусть умрет отец, но до тех пор, пока живы те, кто знал его, он будет среди нас, как живой», гласит казахская пословица. И в самом деле, Турганбай жив в нашей памяти, пока живы мы, хранящие память о нем, и наш долг передать эту память его прямым потомкам. Внук Турганбая приехал к нам на паре лошадей, а возвратился в Куйгенжар с целым табуном. «Истинный тулпар найдет в конце концов свой косяк, каким бы долгим и трудным не был путь к нему», - говорится в пословице. И заметим вполне справедливо, ибо прошлым летом Иманжусуп переехал к нам навсегда, на постоянное место жительства. И на этот раз его встречали с не меньшим почетом и радостью...

У других образованных народов есть обычай отдавать дань памяти известным людям, но делают это они немного иначе, чем мы, с большей пользой для людей. Строят школу именем этого человека, назначают стипендию, называют улицы города... У Мансура Бекежанова есть дастан, посвященный Турганбаю, но мы до сих пор не можем выпустить его отдельной книгой и раздать людям».

Публикация почти столетней давности, но вопросы, которые задает автор, злободневны и актуальны. И вслед за Калжаном Конратбаевым, который ровно сто лет назад делился радостью по поводу того,что внук знаменитого Турганбая поселился у них, и он оказался достойным преемником датки, порадуемся и мы возвращению славных героев, и пусть их подвиги вдохновляют молодых на благие дела и учат их любить родную землю, быть готовыми защищать ее интересы.

Их возвращение стало возможным в год обретения Казахстаном Независимости. Той самой независимости, о которой мечтали три поколения одной семьи, герои, сложившие головые борьбе за свободу родной земли.

И как бы ни суровы были запреты и желание власть предержащих предать их имена насильственному запрету, клевете и наветам, рассказы об их благородстве и мужестве сохранились в благодарной памяти потомков...

Каково было мое удивление, когда в начале прошлого года зазвонил телефон, и незнакомый мужской голос твердо сказал: Я из Моинкумов. Живу в ауле Кумозек. Иманжусуп жил у нас. Мой отец был его доверенным лицом и первым помощником. Исполняя волю отца, хочу встретиться с вами и передать материалы о вашем деде». Аманбай Мукатаев приехал в село Жибек жолы, участвовал в акции «Мәңгілік Ел», которая прошла 1 марта и передал записи и воспоминания своего отца, а также уздечку и попону коня Иманжусупа. Летом я побывала в Моинкумах и в сопровождении Аманбая проехала по всем местам, где бывал мой дед. Оказалось, что аул Кумозек избежал вымирания от голода благодаря тому, что Иманжусуп собрал обессиленных, умирающих аулчан и отвел их на станцию. Там зарегистрировал их как возчиков саксаула, раздал всем своих верблюдов, и люди в конце каждого дня имели порцию супа и кусок хлеба, которые им выдавали на талоны. Когда же его арестовали, и четверо детей батыра, старшему из которых было всего 10 лет, остались в песках одни, то жители помогли им выжить. Мой отец, тот самый десятилетний мальчик, вместе со взрослыми собирал саксаул и добывал себе и трем сестренкам еду. Об этом я часто слышала и от отца. Когда приехала в село Кумозек, собрались люди, и говорили о славных подвигах Иманжусупа, о его скакунах, которых он тоже раздал всем. И еще говорили старики о мужестве Иманжусупа, его несгибаемой воле. Ни словом не обмолвился батыр на допросах об их селе, не назвал ни одного человека. А сколько было примеров того, как спасая свою жизнь, предавали и клеветали. Вот почему от поколения к поколению передаем мы нашу благодарную память об Иманжусупе, это нужно молодым, они должны знать, какой ценой досталась нам Независимость.

В нынешней Астане, где поэт и композитор прожил более полувека, есть улица Иманжусупа Кутпанова. А в 10 километрах от Астаны есть село Куйгенжар, куда в 1865 году переехала из Павлодара, станицы Песчаной, семья Кутпановых. «Не может мой аул останавливаться в Куйгенжаре», - поет он в одной из своих песен, описывая историю изгнания из родных мест. Там, как рассказывают старожилы, стоит столетний дуб, который посадил Иманжусуп перед своим отъездом из Акмолы в 1913 году. Летом в тенистой прохладе старого дуба собираются сельчане и добрым словом поминают своего земляка.

Чуть дальше расположено село Жибек жолы, прежнее название Александровка. Именно сэтим селом связано полвека жизни Иманжусупа. Один из сыновей его, Сеитхан, в память об этом селе назвал свою дочь Александрой. В преддверии 150-летия поэта и композитора из города Тараза был привезен контейнер с землей с заброшенного шурфа, куда сбрасывали тела убиенных. На кладбище был установлен памятный камень, произведено символическое захоронение. Могильник был зарегистрирован как памятник культуры девятнадцатого века. В январе прошлого года, вдохновленная Посланием Президента, в котором Нурсултан Абишевич Назарбаев обнародовал идею «Мәңгілік Ел», я переехала в Жибек жолы. Решила реализовать свою давнюю мечту: создать здесь музейный комплекс Иманжусупа, в который бы, кроме музея в традиционном понимании, входили центры верховой езды, прикладного искусства, школа сал и сері. Все, что накоплено было мною за весь период исследовательской, просветительской, пропагандистской работы: уникальные материалы, личные вещи семьи Кутпановых, личную библиотеку, насчитывающую более 2000 экземпляров тематической литературы, передано мною безвозмездно в фонд музея. Живу и работаю в школе его имени, веду факультатив, руковожу научно-познавательными проектами учеников, и вместе с единомышленниками мечтаю о том дне, когда распахнутся перед посетителями двери музея.

Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
председатель ОО «Шоқан жолдары».

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Аншлаг. На пределе возможностей КВН Более двадцати команд северного региона Казахстана собрались на одной сцене в областной филармонии г. Кокшетау, чтобы блеснуть остроумием, орат...
Smart City — Астана В Барселоне в рамках SmartCity Expo World Congress прошла панельная сессия «Data Governance», на которой было заслушано выступление о Big Data (больши...
Поздравления принимали финансисты... Чествовали На торжественном собрании в Кокшетау, посвященном Дню национальной валюты и одновременно профессиональному празднику работников финансов...
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ: Латиница. П... Латиница. Первый опыт Как сообщила руководитель областного управления по развитию языков Марал Джакупова, в состоявшемся 14 ноября т.г. общенациональ...
15 НОЯБРЯ — ДЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ — ТЕНГЕ: За... Задача - обеспечивать рост поступлений Сегодня тенге является экономической основой независимости, символом суверенитета, полновесной частью новейшей...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *