Под натиском молодости

020-6-2К 60-летию освоения Целины
«Целинники — это высокое, поистине народное звание, сплав мужества, энтузиазма и терпения, проявленного в самые трудные, первые годы целины»
Нурсултан Назарбаев.
Целина стремительно ворвалась в жизнь многих советских людей натиском молодости, романтики, готовностью быть полезными своей Родине. Тысячи людей, и не только молодых, из самых разных уголков огромной страны отправились в неведомый Казахстан. Эти самоотверженные люди были и являются главным богатством целины, внесшими бесценный вклад в поистине великую эпоху развития нашего государства. В числе первых, кто откликнулся на призыв партии и правительства, был и 17-летний комсомолец из Полтавской области Украины Григорий Терно.

В конце апреля 54-го года он впервые ступил на атбасарскую землю. Его удивленному взору открылись необъятные просторы, а весь городок Атбасар, состоявший в основном из домиков-землянок, по словам Григория Ивановича, можно было разглядеть из кузова машины. Из-за половодья, из Каменской МТС, куда они были направлены, грузовики за грузом и попутно за ними приехали лишь дней через десять. До места назначения ехали в объезд целый день.

Встречали первоцелинников везде хорошо, полевые работы еще не начинались, но бригады уже формировались. Через неделю прибывшие механизаторы вновь отправились в Атбасар и пригнали тракторы ДТ-54, только что снятые с эшелона. С их прибытием к 16-ти бригадам Каменской МТС добавились шесть новых из числа первоцелинников.

Молодой украинец был распределен в 22-ю тракторно-полеводческую бригаду колхоза «Сталинский путь». Он до сих пор помнит свой первый ДТ, значившийся в МТС под № 94, на котором без устали поднимал вековую целину. Трудно ли было? Конечно, но кто тогда об этом думал? Люди, сменяя друг друга, распахивали от зари до зари нетронутую землю. Григорий Иванович вспоминает, что в первый год они помогали сеять колхозам, на уборке таскали за своими тракторами прицепные комбайны. После, уже почти до самой зимы распахивали целину. «На пашне мы могли ездить лишь на первой скорости, — рассказывает Григорий Иванович. -Во второй половине лета, когда земля высыхала, мы цепляли друг за другом два трактора и тянули четырехкорпус-ный плуг. Вы не поверите, остановишь трактор, а его корпус, словно раскаленная плита, шипит, если плеснешь на него водой. Лемеха притуплялись, не успевали тягать их в кузню, либо менять на новые…»

Первоцелинники жили на квартирах и в приспособленных для жилья деревянных железнодорожных вагонах. Григорий Терно попал сначала на постой в немецкую семью Глейм. Он по сей день тепло вспоминает главу семьи, прекрасного человека Роберта Карловича, с которым он общался до последнего как родственник. Позже, когда первоцелинник получит квартиру в совхозе «Гвардейский», к радости друг друга, окажутся соседями в двухквартирном доме.

А первую суровую казахстанскую зиму 55-го ему пришлось провести в том самом целинном вагончике. Как ни натапливали парни печку, сваренную из железной бочки, к утру их жилище остывало так, что стенки покрывались льдом. Однажды примерзли к стене и кудри украинского хлопца…

Он признается, что испытание целиной выдерживали не все. Слабые духом уезжали. Но ведь никто не обещал им легкой жизни, не гнал в Казахстан силком. Да, бытовые условия были тяжелые, но этот факт меньше всего трогал молодых людей. На первом плане у комсомольцев была работа. Они трудились, бывало и без выходных, выполняя по нескольку норм. Конечно, молодые, веселые парни не могли жить лишь одной работой. После смены отправлялись в ближайшую деревню на танцы, знакомились с местными девушками. А потом пешком в бригаду, чтобы с первой зорькой быть на рабочем месте.

Через два года, в 1956-м, молодой украинец женился на местной белокурой девушке. Познакомились они в бригаде, где 17-летняя повариха работала после десятого класса. Мария Ивановна делится: «Мы поженились через три месяца после знакомства. Он был очень красивый и добрый. Меня предупреждала мама, смотри, дескать, он — приезжий, уедет к себе и забудет. Не уехал. Уже 58 лет живем душа в душу, воспитали троих детей, всем дали образование. У нас шестеро внуков».

В 59-м году полтавский парень все-таки увозил жену в Украину. Прожили они там ровно год. За это время Мария стала говорить на украинском, пошла работать дояркой, но так и не смогла привыкнуть к тем местам, сильно скучала по дому. Когда объявили о своем решении матери Григория, та была категорична: «Ты, Мария, езжай, а Гриша никуда не поедет». Молодая невестка не отступила: «Со мной приехал, со мной и уедет!». Так полтавчанин навсегда связал свою жизнь с Казахстаном.

Вернувшись, молодожены продолжили образование. Мария окончила медучилище, а Григорий, имея за плечами семь классов, поступил сначала в вечернюю школу, а затем в Целиноградский сельскохозяйственный институт на агрономический факультет. Жил и работал в совхозе «Гвардейский», ныне ТОО «Улан». В 1998 году семья переехала в п. Балкашино.

За свои трудовые заслуги Григорий Терно не единожды награждался медалями, почетными грамотами, ценными подарками. Они дороги ему, как память о нелегкой, беспокойной и счастливой юности. Каждый из этих людей, энтузиазма которых хватило бы не на одно поколение, прожил непростую, героическую жизнь, объединенную целиной. Многие нашли на нашей земле свое место, призвание, судьбу А самое главное, каждый из них считает своей Родиной благодатную казахскую землю.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Сандыктауский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также