Кто на уроке «дирижер»

119-5-1Мнение специалиста
Я горжусь тем, что наше казахстанское образование ориентировано на высокие международные стандарты. Как и любой профессионал своего дела, стремлюсь к совершенствованию. Нельзя учить детей, не открывая для себя новое, не обучаясь вместе с ними. Задумываясь над тем, есть ли порог педагогической зрелости, при достижении которого учиться станет необязательно, я пришла к выводу, что учеба для педагога всегда просто необходима.

В прошлом году мне посчастливилось стать слушателем трехмесячных курсов второго (основного) уровня в Центре педагогического мастерства в г. Кокшетау. Программа этого уровня предполагает повышение квалификации учителей, которые помимо того, что будут заниматься изучением и развитием учебной деятельности учащихся, проводить исследования в классе, станут также обучать своих коллег в рамках семи модулей (тематики программы курсов) посредством коучинга и менторинга, то есть методов наставничества учителей. Учитывая аспекты программы данного уровня, необходимо, чтобы учитель умел критически мыслить и развивать такое же мышление других учителей, распознавать проблемы и инициировать изменения в практике своих коллег, организовывать и управлять методическим объединением в школе, быть знающим и использовать различные методы исследования собственной деятельности и деятельности других учителей. Благодаря этим курсам, я изменила свой взгляд на процесс обучения и на свое профессиональное развитие. Семь модулей программы, предусмотренные в новых подходах в обучении, стали для меня «близкими» и «родными».

Придя на практику в свою родную школу, я решила сфокусировать свое внимание на модуле «критическое мышление». Есть известная притча о трех работниках, которые везли тачку с камнями. Когда у них спросили, чем они занимаются, первый ответил: «Везу эту проклятую тачку». Второй: «Зарабатываю на хлеб». Третий: «Строю прекрасный храм!». Все трое делали одно и то же, но думали о своей работе по-разному, оттого и выполняли ее по-разному. С каким настроением будут работать дети на моем уроке — как первый и второй работник или как вдохновенный третий — будет зависеть от того, смогу ли я увлечь детей и развить их критическое мышление. Обучаясь на курсах по программе второго уровня, я поняла, насколько эффективны приемы и методы критического мышления. Действительно, они помогают по- другому мыслить, сравнивать, анализировать полученную информацию и оценивать мнения других людей. Я определилась сучащимися, которые будут участвовать в моем исследовании. Это были мои ученики, классным руководителем которыхя являюсь. Свое внимание я акцентировала на учащихся с разным уровнем мотивации, чтобы отследить, какзадания творческого характера влияют на ихумение критически мыслить. Для себя я четко определила, что мне коренным образом надо изменить свой взгляд на процесс обучения и характер заданий на уроке, а также быть на уроке не «солистом», а «дирижером».

До прохождения курсов уроки проводила в традиционной форме, характер упражнений был связан с выявлением уровня знаний, насколько дети поняли тему, которая была озвучена мною в начале урока. А теперь тему и цель урока определяют сами учащиеся методом «побуждения». Ни для кого не секрет, что мы, учителя, как правило, насвоихуроках работаем сучащимися, которые занимаются на «отлично» и «хорошо». А ребенок с низкой мотивацией часто остается в стороне, работая индивидуально с карточками либо для того, чтобы он не бездельничал на уроке, списывая с учебника упражнения. Но сейчас, при помощи групповой работы, такие учащиеся стали активно вовлекаться вучебный процесс, у них появилось желание выражать свои суждения, мнения, взгляды на ту или иную ситуацию. Я считаю, что это уже прогресс, продвижение вперед к развитию критического мышления учеников. Познакомившись и внедряя в практику семь модулей, интегрируя новые и традиционные методы обучения, я увидела, как измениласья, как изменились мои дети.

Помимо работы с детьми на практике мною были проведены менторинг и коучинг занятия с учителями школы. Программа второго уровня содействует овладению учителями навыками, позволяющими им познакомить коллеге новыми подходами в преподавании посредством процессов коучинга и менторинга. Менторинг — длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере. Из данного опыта по менторингу я поняла, что действительно такие подходы в образовании необходимы. Ведь, работая в сотрудничестве с коллегой, прежде всего, реализуешь свои возможности, а также оказываешь помощь другим коллегам в удовлетворении индивидуальных образовательных потребностей их учащихся и содействуешь профессиональному развитию коллег, при этом, обучаешься сам.

Коучинг — это процесс взаимодействия коллег, где один из них является коучем. Роль коуча — оказать помощь подопечному в реализации своих возможностей. Во время занятия приятно удивила увлеченность коллег, когда они работали в группе над презентацией. Приятно было услышать, что у некоторых моих коллег появились новые идеи. Анализируя свое первое занятие, я пришла к выводу, что мои коллеги готовы к росту профессиональной деятельности, к повышению своей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации.

Я благодарна судьбе зато, что она предоставляет мне возможность познавать и внедрять в свою педагогическую практику идеи программы второго уровня и, таким образом, улучшить свою педагогическую деятельность. Огромную благодарность выражаю администрации школы за содействие во время практики в школе в рамках курсов, а также своим тренерам Центра педагогического мастерства города Кокшетау Котовой Наталье, Ильясовой Динаре, Журба Лилии, директору филиала Баян Рахымжановой за энтузиазм и профессионализм.

Гульстан Казбекова,
учитель русского языка и литературы СШ № 21 г. Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *